СЕГОДНЯ НА САЙТЕ: В Центре ОБСЕ в Ашхабаде обсуждены новые направления работы по предотвращению гендерного насилия 21 Ноябрь 2024 г., 12:25Талантливая молодежь Туркменистана отмечены высокими наградами 21 Ноябрь 2024 г., 12:13В Ашхабаде обсуждают ключевые аспекты присоединения к ВТО 21 Ноябрь 2024 г., 12:03Туркменистан и ЕС усиливают партнёрство для развития Транскаспийского коридора 21 Ноябрь 2024 г., 11:57В Министерстве образования Туркменистана состоялась встреча заместителя министра Азата Атаева с Кристиной Хемшайер 21 Ноябрь 2024 г., 11:46Победители и призеры международного теннисного турнира Ashgabat Open 2024 21 Ноябрь 2024 г., 11:41

Лучи солнца подолом не прикроешь…
26 Сентябрь 2015 г., 10:04

«Существует конвенция по морскому праву и другие документы. Известно, что правового статуса Каспия пока нет. Каспий остается внутренним озером пяти государств, которые так и не нашли решения о совместном его использовании. Это и налагает ограничение на строительство транскаспийской инфраструктуры.

Можно это отрицать, конечно. Но одно дело, когда об этом говорит аналитик, а другое – если речь пойдет о решении одного государства, которое может вызвать резкую реакцию другого государства. Поскольку в международном праве это есть, то Москва будет свои интересы отстаивать.

Глупо рассчитывать на то, что Туркмения начнет тихой сапой строить газопровод, а Россия ничего не сделает. Это будет слишком вызывающе! Думаю, Ашхабад прекрасно понимает, к каким последствиям это приведет. Много раз его провоцировали на начало строительства, - тема не нова, ей больше 10 лет».

Нет, уважаемый читатель, не подумайте, что такое громкое  заявление сделал обычный обыватель или кухонный аналитик или эксперт, далекий от политики. «Попугать» Туркменистан подобной риторикой решился … сам директор Фонда национальной энергетической безопасности, проректор Финансового университета при правительстве России Константин Симонов, через статью «Запад вынужден снимать все санкции с Ирана, позорно прикрываясь фиговым листком» за авторством Юрия Югова, опубликованную на сайте moscow-baku.ru (Информационно-аналитический сайт «МОСКВА-БАКУ.RU», Россия) пятнадцатого сентября 2015 года.

Маловероятно, чтобы Кремль делегировал этому бравому директору право обозначить официальную позицию властей (для этого имеются соответствующие структуры и должностные лица) – относительно проекта Транскаспийского газопровода (ТКГ), призванного соединить восточный туркменский берег Каспия с западным берегом Азербайджана трубопроводной линией, чтобы доставить природный газ этих стран транзитом через Грузию и Турцию в Европу.

Можно предположить, что господин Симонов проявил личную инициативу, чтобы «отличиться» в деле защиты геоэкономических интересов своей страны, заодно и интересов российского газового гиганта «Газпром». Ранее, в статье «Зачем Туркмения «банкротит» «Газпром»» (expert.ru, 9.07.2015г.) он показал себя довольно-таки сносным «адвокатом» этой газовой монополии. Рвение, надо сказать, похвальное. Однако, если посмотреть с другой стороны…

Какие бы ни были мотивы данного выпада господина Симонова (идейные, или материальные), думается, он не мог не отдавать себе отчета в том, что подобные «демарши» не служат укреплению экономических, политических и иных связей между суверенными странами.

К сожалению, не один Симонов увлечен аналогичной риторикой в российских масс-медиа относительно проектов Туркменистана по диверсификации поставок своих природных ресурсов. И иногда эта «бравурная» риторика подтверждается реальными делами. К примеру, если ранее «Газпром» закупал у страны более 40 млрд. кубометров газа ежегодно, то в последующем объемы импорта данного сырья были занижены до 12 млрд. кубов, а в начале текущего года – и вовсе до 4 млрд. в год. К тому же газовый гигант решил судиться с Туркменистаном, чтобы сбить цену и этих ничтожных для себя объемов.

Одновременно в СМИ разворачивается неимоверная кампания информационного давления на Туркменистан, чтобы блокировать проект ТКГ и дискредитировать ТАПИ. Ранее прозвучали даже угрозы применения (!!!) вооруженных сил, если начнется строительство ТКГ.

О причинах подобных недружественных (иначе не назовешь) шагов различные аналитики и эксперты выдвигают столько же различные версии. Ведущей из них является то, что эта постсоветская  страна со статусом постоянного нейтралитета выстраивает свою многовекторную внешнюю политику без оглядки на «старшего брата», прежде всего исходя из своих национальных интересов. Так почему бы не «наказать» ее за «непослушание»?

Уместно будет вспомнить то, что РФ (правопреемница СССР) в 1991 году одна из первых признала независимость Туркменистана, вслед за Турцией, Ираном и США. Так почему сегодня ее должна раздражать независимая политика этой страны?

Тот факт, что в настоящее время «Газпром» оказался в интересном положении, ни у кого не вызывает удивления. Диктат в общении со своими традиционными покупателями и политика «выкручивания рук» в отношениях с потенциальными конкурентами закономерно должны были привести  монополию к нынешнему положению дел. Ни для кого не секрет, что с известных событий начала 2009 года «Газпром» начали называть газовой «дубинкой» России. В результате: ЕС лихорадочно ищет (и находит) альтернативных поставщиков энергоресурсов, проект «Южный поток» приказал долго жить, так и не начавшись; перспективы «Турецкого потока», мягко выражаясь, весьма туманны; проекты «Сила Сибири» (как первая, так и вторая) все еще остаются на бумаге.

Если поразмыслить над тем, что дает «Газпрому» и стоящим за ним конкретным лицам «удушение» газопроводных проектов Туркменистана, то можно прийти к единственному логичному выводу – ровным счетом ничего. На дворе второе десятилетие XXI века. В связи с всеобъемлющим соглашением по ИЯП (Иранская ядерная программа) и последующим снятием санкций на газовую арену континента выйдет Иран. В конце августа сего года в СМИ появилось сообщение о том, на побережье Египта было обнаружено крупное месторождение природного газа. У Израиля и Катара свои планы экспорта газа в страны ЕС. Наблюдается огромный рывок на рынке СПГ, развиваются технологии по добыче и транспортировке сланцевого газа. Всего не перечислишь.

Так что, сохранить монополию «Газпрому» на газовом рынке ЕС в среднесрочной перспективе все равно не удастся, независимо от того, будет Туркменистан поставлять газ в Европу или нет. Так не лучше ли выстраивать цивилизованные, взаимовыгодные партнерские отношения, чем наступать на те же грабли вновь и вновь?

Отрицать новые реалии на газовом рынке Евразии сможет разве что слепой и глухой. Как говорится, «Лучи солнца подолом не прикроешь», тем более, что подол-то день ото дня становится все короче и короче. И чем раньше осознают эту непреложную истину такие, как Симонов, тем лучше для них.

Михаил Мещеряков