СЕГОДНЯ НА САЙТЕ: Гурбангулы Бердымухамедов выступил с речью по случаю открытия новой мечети Сегодня, 18:07Глава Туркменистана встретился с Генсеком Организации тюркских государств Сегодня, 18:06Президент Туркменистана встретился с главой Международной федерации тенниса Сегодня, 11:37Сердар Бердымухамедов принял Генерального секретаря ЮНВТО Сегодня, 11:33Президент Туркменистана принял Генерального секретаря ОЭС Сегодня, 11:22Рассмотрена возможность открытия факультета туркменского языка в университете Кореи Сегодня, 11:16

«REGNUM» уполномочен заявить?
14 Сентябрь 2015 г., 18:29

«Туркмения заняла одно из последних мест в рейтинге свободы прессы», - громогласно на всё постсоветское пространство заявляет  информационное агентство REGNUM, ссылаясь в «своих» оценках на подсчёты международной организации «Репортёры без границ». От себя же агентство добавляет: «…республика продемонстрировала наихудшие показатели среди стран бывшего СССР. Туркмения вновь, равно как и год назад, расположилась на 178-й строчке «Всемирного индекса свободы прессы 2015»,  подготовленного экспертами международной организации «Репортеры без границ». По подсчетам правозащитников, республике удалось обогнать только КНДР и Эритрею, которые заняли 179-е и 180-е места, соответственно».

И что же они этим хотят сказать, задался я вопросом, обращаясь к своему умудрённому жизненным опытом знакомому. «Да, из года в год эта самая организация «Репортёры без границ» ставит Туркменистан в своих «объективных» рейтингах на последние места. Не замечают, а вернее они не хотят видеть тот позитив, который происходит в этом плане в республике», - совершенно спокойно отреагировал на мой вопрос собеседник. И действительно, не сочтите за попытку оправдаться, но то, что сделано и делается для средств массовой информации в последние годы, не может не обращать на себя внимания. Начнём с того, что является самым главным в этом вопросе. С кадров. Скажите, где ещё, тех, кого поставили выше в рейтинге, открылись факультеты журналистики? Ответ, думаю, риторический. А в Туркменистане только за последние три-четыре года открылись факультеты для будущих журналистов в Туркменском госуниверситете, институте спорта и туризма, институте международных отношений, в институте гуманитарных наук и развития (готовятся кадры с обучением на английском языке). Если же это сравнивать с недавним прошлым, то раньше в Туркменистане не было подобных факультетов вообще. Кадры журналистов в Союзе готовились лишь в нескольких центральных вузах. В Туркменской прессе же в основном трудились заезжие кадры, которые после развала Союза не преминули подыскать себе местечко поближе к Центру. К слову, стоит отметить, что многие, прежде работавшие в Ашхабаде, добились не плохих успехов в Москве. Значит, неплохая была для них «школа», раз москвичей обставили в два счёта. Чтобы не быть голословным: Леонид Филатов (актёр), Зоя Кудря (сценарист), Михаил Переплеснин (издатель), Андрей Мещерин (журналист, экономический обозреватель) и многие другие, это далеко не полный перечень тех самых, добившихся больших успехов и, начинавших свой творческий путь в Ашхабаде.

Это что касается кадровой политики, которая должна, но абсолютно не берётся в расчёт «Репортёрами без границ», когда речь идёт о Туркменистане.

Непременным при оценке работы журналистов должны быть и создаваемые для них условия труда. Кто не знает, сообщу, что вместо старенького Дома печати с устаревшим оборудованием, в Ашхабаде отстроены новенькие с суперсовременным оборудованием типографские Дома. Редакционные коллективы из малоуютных зданий советской постройки перебрались в шикарные Дома творчества со всеми полагающимися удобствами для работы. Где, в какой республике ещё есть такое?

Обучение ныне работающих журналистов один из важнейших элементов при оценке их работы. Ежемесячно то там, то здесь сотрудники средств массовой информации проводят семинары, медиа-форумы  на международном уровне. Нередки стажировки в зарубежные издания. Так, что процесс идёт. Не в один день происходит смена поколений.

Так что, по каким таким «показателям» республика продемонстрировала наихудшие показатели, малопонятно. Если учесть, что в Туркменистане не так давно принят закон о «Средствах массовой информации», которого ждали не только в республике. Появились частные издания (у Союза предпринимателей).

Да, отмечает мой умудрённый жизненным опытом знакомый, как и всем туркменским журналистам, предстоит пройти свой путь становления, бывают и оплошности (мало ли их у тех, кто выше рейтингом). «Посмотрите, что происходит в Украине. Журналистов убивают у подъездов своих домов. В Прибалтике, журналисты словно в рот воды набирают, когда их спрашивают о не гражданах», - говорит мой знакомый, а ведь и они повыше в рейтинге!!! Да, ещё и нахваливают их, вот мол, какие!

Да, «…Туркмения заняла одно из последних мест в рейтинге свободы прессы», - громогласно на всё постсоветское пространство заявляет информационное агентство REGNUM, ссылаясь в «своих» оценках на подсчёты международной организации «Репортёры без границ».

И на здоровье... Такой рейтинг, уверен, не признают все те, кого в них упоминают, даже те, кого возвеличили не по заслугам. Не рады они такому «успеху», потому, что им ценнее спокойствие, о котором пишут туркменские журналисты, им хочется стабильности, о которой говорят в туркменской прессе, им хотелось бы таких же условий работы и проживания, которые имеют туркменские журналисты. А свобода понятие растяжимое. У каждого она на свой лад и вкус. И как мы убеждаемся не бывает общих ценностей из-за которых ныне то там, то здесь возникают конфликты и войны. Одним по душе выходка «Шарли Эбдо», другим она омерзительна. Так что к рейтингам подобного рода отношение такое же, двоякое. А «REGNUM», думается, ещё не дорос до ТАСС, чтобы брать на себя полномочия заявлять отсебятину.

Олесь Рачыня