Тайна волшебства ковроделов
04 Август 2015 г., 19:41
В Музее изобразительных искусств Туркменистана есть особый зал, в котором выставлены уникальные ковры-картины ручной работы, сотканные из шерстяных нитей. В начале 70-х годов прошлого века гобелен стал популярным видом туркменского изобразительного искусства. Его появление было вполне органичным и закономерным продолжением традиций художественного ткачества.
Богатая предыстория современного декоративного текстиля Туркменистана обусловила и многообразие его форм (гобелен, сюжетная кошма, батик), и характерны черты творчества ведущих мастеров. Источником их вдохновения стала не только колористика и ритмика туркменских ковров, предметная среда, вышивка одежды, головных уборов, но и музыка, поэзия, где отразилось образное мышление туркменского народа.
Появление сюжетного ковра определило и формирование нового типа художника – с одной стороны, внимательного к канонам традиционных ковров, с другой – обладающего совершенно иным, чем народные мастера, диапазоном индивидуально-авторского самовыражения. Вот как писала об этом искусствовед М.Агроновская: «…границы утратили четкость, и единственное, что действительно определяет сегодня противостояние ковра и гобелена – отношение авторов к канону народного искусства… Новаторские поиски ковроделия возможно лишь внутри принятой системы, а художник текстиля смотрит на эту систему извне. Для ковродела традиция – закон, для авторов гобеленов – материал для свободной интерпретации».
Произведения туркменских художников украшают не только стены нашего музея, но и частные коллекции почитателей искусства в Великобритании, Германии, Италии, России, США, Турции, Иране и других странах.
…Невозможно описать словами все богатство цветовой палитры этих тканых картин. Но шерстяные нити в каждом гобелене пропитаны не только красками, но и настроением, чувствами автора. Трудно применить понятие «вдохновение» к кропотливому многомесячному труду, без которого невозможно создание этих полотен. Еще сложнее постичь тайну волшебства, заключенного в каждом из них. Его надо просто видеть и чувствовать, насколько это позволяет душевный опыт зрителя.
Ираида Мартынюк