СЕГОДНЯ НА САЙТЕ: В Ашхабаде состоялась премьера спектакля «Джапбаки» 02 Май 2024 г., 15:45В Туркменистане изучают применение молочной сыворотки в бионанотехнологиях 02 Май 2024 г., 15:41Эксперт Ильясов рассказал о перспективах в нефтегазовой сфере Туркменистана 02 Май 2024 г., 11:30В Туркменистане проведен конкурс ораторского искусства 02 Май 2024 г., 11:13Гурбангулы Бердымухамедов высоко оценил заслуги Героя Туркменистана Чинар Рустемовой 02 Май 2024 г., 10:44В Ашхабаде состоится концерт «Классический блеск» 02 Май 2024 г., 10:40

Байки об ИГ и Талибан
06 Июнь 2015 г., 16:20

В регионе как Пакистане и Афганистан на протяжении многих лет действуют такие группы как Талибан, Аль-Каида и ИДУ (Исламское движение Узбекистана), которые не заинтересованы в том, чтобы в их «поле деятельности» вошла другая группа.

ИГИЛ не сможет значительно и существенно повлиять на радикальные группы в Афганистане. Сторонники Талибан и Аль-Каиды с 35- и 25-летним опытом уже пустили корни: «Они женились на местных женщинах, у них уже дети, местный бизнес. Вряд ли они захотят все это потерять, они не заинтересованы, чтобы все прибрали к рукам другие. Ясно, что Афганистан, Пакистан и страны в регионе не заинтересованы и не разделяют интересы ИГИЛ.

Иногда в СМИ промелькают в виде сенсации как, некоторые сторонники Талибан и других радикальных групп заявляют, что они на стороне ИГИЛ. Но дело в том, что сам ИГИЛ не признает их. Не собирается пока признавать. Поэтому на данный момент не видно проблемы со стороны ИГИЛ. 

Стоит отметить и сильные противоречия между ИГ и движением "Талибан", а также другими военизированными группировками исламского толка. Также на данный момент между самими лидерами ИГ возникают внутренние противоречия. Арабские исламисты не могут договориться с лидерами-выходцами из Кавказа, Центральной Азии. Каждый считает, что у них больше прав в решении тех или иных вопросов.

Не стоит сбрасывать со счетов и идеологическую составляющую. Пик "расцвета" идеологии ИГ уже идет на спад. Слишком уж агрессивна форма подачи идеи "Исламского государства": жестокие показательные казни, неприемлемость компромиссов и другие факторы. Думаю, идея, какую бы они ни предлагали, прежде всего должна быть привлекательной для новых адептов. И к тому же на продвижение идей требуются огромные средства, выделение которых, думаю, будет затруднительным для ИГ.

А причину столь напряженной обстановки в северной части Афганистана усматриваю в том, что пакистанская армия недавно провела крупномасштабную операцию на Вазиристане: «Пакистанские войска освободили южную и северную часть Вазиристана от талибов. Они стали бомбить по тем местам. В итоге те самые радикальные группы оказались в северных провинциях Афганистана. Проблема в том, что в данный момент эти провинции, правительство контролирует слабо.

У США, воевавшие в Афганистан более 10 лет, было задачи взять страну под общий контроль. Они ставили перед собой задачу создать институты власти. Другой вопрос получилось это или нет? На сегодняшний день американцы вывели большую часть своего контингента. Пока Афганистан более-менее стабилен. Американцы ставили задачу создать правительство, которое может самостоятельно контролировать эту территорию.

Талибан на самом деле не ставил перед собой цель - вторжение в Центральную Азию. Они в настоящее время взяли под свой контроль часть провинции Бадгис граничащей с Туркменистаном. Вопрос в том, кто именно взял под контроль эту территорию? Поскольку талибы — это в основном пуштунское движение, а Бадгис населен туркменами и памирскими народами. То есть ситуация зависит от того, местные ли это формирования, либо же это группировки, пришедшие с юга. Второй момент — какие бы процессы ни происходили в Афганистане, в первую очередь они имеют отношение ко внутриафганской проблематике. У того же движения Талибан интересы связаны в первую очередь с территорией Афганистана.

Так что если идея вторжения может гипотетически появиться, реализовать ее иррегулярным формированиям Талибана будет практически невозможно. На территории Афганистана на сегодняшний день нет формирований с тяжелым вооружением, с авиацией.

У афганских спецслужб достаточно большой опыт противодействия подобным силам. И потом, есть так называемые полевые командиры, которые довольно-таки хорошо контролируют ситуацию и не дадут возможности им дестабилизировать ее. С учетом того, что США приняли решение о выделении 4 миллиардов долларов на поддержку афганской армии и присутствие еще 10 тысяч американских солдат сил специального назначения, думаю, что это станет серьезной препоной для «всякой угрозы».

Говоря о достаточности (военных) у Туркменистана, чтобы противостоять вторжению, уверен, достаточно. Если такое вторжение в принципе гипотетически возможно. Поэтому ресурс Туркменистана вполне хватит, чтобы противостоять подобным попыткам вторжения.

Также необходимо отметить, что в Туркменистане нет ни идеологических, ни социальных причин для того, чтобы это экстремистское движение нашло мощную поддержку. Так же как и то, что и для Афганистана эти события не имеют серьезной почвы и оснований для беспокойства.

Туркменистан в свою очередь не усиливает военное присутствие на границе путем создания дополнительных баз, т.к. это преждевременно. Угроза ИГ специфична, и возможный военный конфликт не будет носить линейный характер, скорее всего, будут нужны мобильные спецподразделения. Так что, по мнению специалистов, создание военных объектов в регионе — задача не первостепенной важности. Более эффективным решением военных ведомств Туркменистана, стал переподготовке личного состава и перевооружении армии.

А создание больших социально-экономических проектов, введение эффективных бизнес-процессов, открытие производств, заводов и свободная торговля, стал куда более эффективным решением в создании заслона перед распространением экстремистских идей. Туркменистан рассматривает Афганистан в качестве перспективного торгового и экономического партнера. Все республики Центральной Азии, в том числе и Туркменистан, заинтересованы в стабильном Афганистане. В связи с этим, Туркменистан, как и страны-участники ШОС готовы наращивать объемы экономической помощи Афганистану.

Ну и в конце повторюсь, как специалист: предпосылки появятся только там, где присутствуют социально-экономические проблемы, низкий жизненный уровень и религиозная неосведомленность населения.

Мурад Агаев