СЕГОДНЯ НА САЙТЕ: В Центре ОБСЕ в Ашхабаде обсуждены новые направления работы по предотвращению гендерного насилия 21 Ноябрь 2024 г., 12:25Талантливая молодежь Туркменистана отмечены высокими наградами 21 Ноябрь 2024 г., 12:13В Ашхабаде обсуждают ключевые аспекты присоединения к ВТО 21 Ноябрь 2024 г., 12:03Туркменистан и ЕС усиливают партнёрство для развития Транскаспийского коридора 21 Ноябрь 2024 г., 11:57В Министерстве образования Туркменистана состоялась встреча заместителя министра Азата Атаева с Кристиной Хемшайер 21 Ноябрь 2024 г., 11:46Победители и призеры международного теннисного турнира Ashgabat Open 2024 21 Ноябрь 2024 г., 11:41

Туркменские предки о природе
23 Май 2015 г., 10:35

В фундаментальном энциклопедическом труде Президента Туркменистана «Лекарственные растения Туркменистана» приведены ряд важных сведений, во-первых, содержится подробная информация о лекарственных растениях, произрастающих на территории Туркменистана, во-вторых, рассказывается о тех достижениях, которые произошли в сфере здравоохранения. В этой книге о каждом растении дается полная информация. Книга является полезной для каждого человека.

Вот почему наши предки бережно относились к растениям. Посадка деревьев, например, являлась обязательным и обычным делом. При сборе дров с деревьев обламывались только сухие ветки, а рубка дерева была разрешена только в случае особой необходимости, при этом нельзя было повреждать его корни. Строго запрещалась рубка одиноко растущего дерева. Более того, оно считалось священным, и ему приписывалась сверхъестественная сила (таковыми являются чинар, дагдан и гуджум). Фруктовые деревья можно было вырубать только в случае их полного высыхания, причём изготавливать из них посуду или домашнюю утварь запрещалось.

Существовало множество наставлений о необходимости уважительного отношения к фруктовым, бахчевым и в особенности злаковым культурам. Это формировало у человека нравственное начало. Особым было отношение к хлебу, что являлось показателем его воспитанности и порядочности.

Отношение туркменского народа к природе отражено в творчестве великих туркменских писателей и поэтов.

Тема природы занимает особое место и в творчестве Махтумкули. В художественном освоении окружающего мира горы предстают в образе близкого друга поэта, делящего с ним печаль и радость, так как они олицетворяют силу, опору и надёжность.

Махтумкули понимал, что природа играет важную роль и в формировании у человека чувства патриотизма, поэтому творения поэта помогли многим поколениям туркмен смотреть на родную землю как на неоценимый дар природы, гордиться ею и беречь.

Тема природы представлена и в узорах туркменского ковра, которой является книгой жизни туркмен. Эта тема была и сейчас является главной в орнаменте туркменских ковров. В узорах видны луна, звёзды, горы и вся сама природа. И сам ковёр создается из даров природы: овечьей шерсти, нитей тутового шелкопряда, растительных красителей. На больших коврах присутствует парное количество гёлей, чередующихся по «клеткам». По мнению некоторых исследователей, так представлена сеть оросительных каналов, питающие сады и огороды.

Проживая веками на определённой территории и учитывая особенности её природных ландшафтов, наши предки адаптировались и научились взаимодействовать с природой, не причиняя ей вреда. Такая адаптация представляет собой соизмерение степени воздействия человека на природу с её потенциалом, иначе говоря, соблюдение баланса во взаимоотношениях с ней.


Научный сотрудник института археологии

и этнографии Академии наук Туркменистана