Почему «цветное» эхо не дойдёт до азиатских просторов
22 Май 2015 г., 19:10
Будучи журналистом во втором поколении (журналистом по профессии была моя мама) и по сей день продолжая обучаться азам столь нелегкой, ответственной но уважаемой профессии, постоянно интересуюсь в отношении злободневной информации публикуемых в разных СМИ.
Недавно рассмотрев и перебрав некоторые подготовленные рукописи моей мамы в её личном компьютере, я посчитала необходимым опубликовать понравившиеся мне некоторые из её размышлений о ситуации в мире, связанные с Туркменистаном. Не знаю, может быть, ряд из них уже ранее были опубликованы, если они ранее выходили в публикацию, прошу извинить меня.
Вот одна из них:
В последнее время в ряде СМИ упорно муссируется вероятность спонтанного возникновения и развития схожих по сценарию событий с «цветной смутой» в странах Центральной Азии - Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане, Таджикистане и Туркменистане. Отметим, возможность повторения украинских баталий в центрально азиатском регионе ничтожно мала. Но почему же тогда некоторые так называемые, политические стратеги и эксперты предсказывают реализацию «майданов» и здесь?
Богатый своими ископаемыми цетральноазиатский регион вызывает особый геополитический интерес у Европы и США. Прежде всего - географическая близость к «проблемным» для них странам: Афганистану, Ирану и России. Запад также озабочен экономической экспансией региона Китаем, импортирующего углеводородное сырье из Туркменистана, Узбекистана и Казахстана; урана, золота и хлопка – из Узбекистана; и поставляющий товары ширпотреба, электроники и прочей продукции «всемирной китайской фабрики» на среднеазиатский рынок сбыта. Кроме того, Китай нацелен на создание транспортной инфраструктуры для обеспечения роста товарооборота: готов проект строительства железной дороги и автотрассы через Казахстан в Узбекистан.
Кыргызстан, извлекший урок сокрушительного разочарования после двух революций, ослабивших до критического предела страну, оценил процесс эволюции.
Казахстан и Таджикистан, связанные с Россией в рамках структуры ОДКБ, ревностно стоят на защите собственных интересов и не позволят любым внешним силам дестабилизировать внутриполитическую обстановку в своих странах.
Деструктивный характер противостояний легитимной власти эмпирически познал и Узбекистан. После выхода Узбекистана из ОДКБ военнополитический потенциал региона несколько ослаблен, однако остальные члены этой антитеррористической организации готовы в случае необходимости совместными усилиями армий и вспомогательных подразделений выполнить свои союзнические обязательства по защите Центральной Азии. Правда вызывает некоторое опасение возможность размещения в Узбекистане военных объектов НАТО после вывода коалиционных сил Запада из Афганистана.
Как Туркменистан развивается без социальных потрясений.
Если воспользоваться общепринятой методикой оценки государства по пяти основным показателям деятельности:
1 - потенциал государства;
2 - масштаб угроз;
3 - демократичность режима;
4 - динамичность развития;
5 - международное влияние,
то можно получить более или менее объективную картину страны. Применительно к Туркменистану получается следующее:
1 – Туркменистан, обладая большими запасами углеводородов, обеспечивает внутреннюю потребность, а также экспортирует это сырье и продукты его переработки на внешние рынки. Страна полностью обеспечивает себя продуктами питания, текстильной продукцией и пр. Кроме того, государство отнесено к приоритетам внешней политики ЕС как, наиболее потенциальный поставщик энергоносителей в Европу. Европейский Союз, опасаясь стать заложником единственного энерготранспортного коридора через Украину, инициировал продолжение переговоров с Туркменистаном и Азербайджаном по Транскаспийскому газопроводу.
2 - Внешние угрозы, в качестве тактических, ни теоретически, тем более ни практически реально не могут возникнуть, даже после вывода коалиционных сил из Афганистана: проникновение через границу наркотрафика или потока возможных беженцев. В этой связи Туркменистан усиливает превентивные меры по безопасности своих рубежей. Статус нейтрального государства защищает страну от участия в местных и региональных военных конфликтах, не позволяет размещать военные объекты других стран на своей территории.
3 - В международной практике обозначены 3 варианта построения демократических государств: строительство сильного государства и его постепенная демократизация, поэтапное укрепление государства через демократические процедуры, взаимное чередование процедур усиления государства и его демократизации.
Туркменистан выбрал первый вариант построения демократического государства, считая его наиболее оптимальным в нынешних политических, финансово-экономических и социально-общественных условиях развития страны и региона в целом. При этом страна добилась немалых успехов в достижении общенациональных целей и задач.
4 - Динамичность развития Туркменистана обеспечивается координацией деятельности власти и общества; функционирования конституциональных институтов и структур; стабильностью источников финансирования и устранения диспропорции в развитии отраслей народного хозяйства; привлечения иностранных инвестиций.
Напомним, Туркменистан входит в первую десятку стран в индексе привлечения прямых иностранных инвестиций, так как благодаря гибкой инвестиционной политике привлекает значительные объемы иностранных капиталовложений. Вся эта деятельность обеспечивает стабильный ежегодный прирост ВВП.
Взаимное доверительное отношение населения и руководства страны, отсутствие оппозиции и влияния радикального исламизма обеспечивает необходимый благоприятный климат в обществе, также положительно действующий на динамику развития государства.
5 - Международное влияние Туркменистана обеспечено в первую очередь статусом нейтрального государства, активным участием (членством) в международных организациях, форумах; политическими инициативами по обеспечению энергетической и транспортной международных инфраструктур.
Исходя из вышеизложенного, в Туркменистане практически исключена вероятность возникновения каких-либо социальных потрясений. Таким образом, парадигму «цветных» и «цветочных» революций вкупе с «арабскими вёснами» и «евромайданом» воссоздать в странах Центральной Азии сегодня невозможно.
Бахар Эсенмурадова