Строящийся Олимпийский городок в Ашхабаде вызвал восхищение иностранных журналистов
11 Апрель 2015 г., 12:00
Российский спортивный журналист Александр Кобеляцкий, посетивший международную спортивную конференцию и масштабную стройку Олимпийского городка в столице Туркменистана не скрывает своего восхищения от увиденного:
"В центре Ашхабада строители в спецовках с олимпийскими кольцами на спине трудятся не покладая рук. Здесь на площади 156 гектаров возводятся спортивные объекты к Азиатским играм по боевым искусствам и состязаниям в помещении, которые пройдут в сентябре 2017 года. В течение десяти дней приглашенные атлеты — предполагается, что в составе делегаций из 62 стран Азии и Океании в Ашхабад приедут около 8500 человек — разыграют награды в 21 виде спорта. Торжественные церемонии Игр пройдут на открытом стадионе вместимостью 45000 зрителей. Предполагается, что в сентябре 2017 года в Ашхабад приедут 150–200 тысяч болельщиков, в том числе иностранных.
Олимпийский городок еще не готов: железные стержни опалубки торчат на уровне второго яруса трибун. Но несколько объектов сданы: дворец игровых видов спорта на 15 тысяч мест, велодром — самый большой в мире, зал, где пройдут соревнования по борьбе и тяжелой атлетике, гостиницы для VIP-персон и прессы. Между аренами проложена линия монорельсовой дороги, вагончики которой в считанные минуты перенесут спортсменов от мест их проживания к тренировочным залам.
Журналистам из-за рубежа и местным коллегам впервые показали начинку этих сооружений. Работа турецкой компании «Полимекс», отвечающей за строительство всего комплекса, впечатляет. В Туркменистане «Полимекс» возвел более 100 самых разных объектов, начиная с Монумента независимости до дворца бракосочетаний. Сейчас ведутся работы по сооружению нового аэропорта. Среди спортивных комплексов, построенных турками, значатся ипподром, ледовая арена и стадион вместимостью 20000 человек. Отделка, освещение и оборудование арен — на высшем уровне.
Туркменистан, обладающий несметными запасами газа и нефти, вкладывает громадные средства в спортивную инфраструктуру. Стоимость возводимого в Ашхабаде комплекса, который уже сейчас называют "олимпийским", оценивается в 5 млрд. долларов. Как признали коллеги-журналисты из Казахстана и Киргизии, Туркменистан заметно опережает в развитии своих среднеазиатских соседей, которые продолжают эксплуатировать давно устаревшие стадионы советских времен, пусть и прошедшие реконструкцию.
Директор по международному сотрудничеству Олимпийского комитета России Елена Аникина отметила, что испытала настоящий шок, поскольку не ожидала такого уровня готовности страны к проведению спортивных мероприятий. «Мне кажется, что избранная Туркменистаном стратегия постепенного продвижения вперед — самая мудрая изо всех, — сказала Аникина. — Она позволяет учиться, постоянно повышать планку требований. Это совсем не похоже на то, что было в Сочи, где буквально на пустом месте был возведен олимпийский комплекс. Чем больше времени проходит с момента подачи нашей заявки на проведение зимней Олимпиады, тем больше я начинаю понимать: какое это было чудо, что нам дали организовать Игры. Конечно, мы великая спортивная держава, но при принятии решения Международный олимпийский комитет руководствовался в первую очередь доверием. Кроме желания, эмоций и бумажных планов мы в то время ничего не могли предложить. Ничего такого, что нам показывают здесь: красивые, готовые объекты с расставленными тренажерами и спортивным оборудованием. Можно только позавидовать такому уровню готовности».
Азиатские игры по боевым искусствам и состязаниям в помещении — первый шаг в направлении более амбициозных проектов. Эти соревнования не столь масштабны как главная Азиада, места проведения которой расписаны вплоть до 2018 года. Но не исключено, что Туркменистан станет одним из претендентов на континентальный турнир-2022.
Перед глазами туркменских политиков есть пример Китая, использовавшего проведение летней Олимпиады для демонстрации своего потенциала всему миру. В результате гигантская страна стала более открытой и приветливой. Кстати, президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов сам побывал в 2008 году на Играх в Пекине, где и родилась идея использования спорта в качестве рычага дальнейшего развития.
Уже сейчас понятно: наследие Азиатских игр по боевым искусствам и состязаниям в помещении окажется более значимым, чем разбросанные по справочникам результаты соревнований. На спортивной карте мира появятся контуры реально существующей страны, ранее плотно окутанной завесой мифов."