СЕГОДНЯ НА САЙТЕ: В Ашхабаде состоялась премьера спектакля «Джапбаки» 02 Май 2024 г., 15:45В Туркменистане изучают применение молочной сыворотки в бионанотехнологиях 02 Май 2024 г., 15:41Эксперт Ильясов рассказал о перспективах в нефтегазовой сфере Туркменистана 02 Май 2024 г., 11:30В Туркменистане проведен конкурс ораторского искусства 02 Май 2024 г., 11:13Гурбангулы Бердымухамедов высоко оценил заслуги Героя Туркменистана Чинар Рустемовой 02 Май 2024 г., 10:44В Ашхабаде состоится концерт «Классический блеск» 02 Май 2024 г., 10:40

К сведению тупико-искателей: ту'пиков в Туркменистане нет!
08 Апрель 2015 г., 18:47

Вот уже несколько дней не утихает «ажиотаж» вокруг предполагаемой закупки Туркменистаном инженерной техники и оборудования у США для укрепления своих границ с Афганистаном. В пылу азарта наиболее расторопные журналисты успели уже «ввести» на территорию страны узбекских и российских пограничников, затем отчего-то их «вывели», а некоторые - чуть не оспорили нейтральный статус Туркменистана и изменили стратегию Китая по применению его вооруженных сил за пределами этой державы.

Свое мнение по этому поводу решил высказать и давнишний «друг» Туркменистана Дмитрий Михайличенко, политолог Центра геополитических исследований  «Берлек-Единство». Правда, свою статью от 2 апреля 2015 г. он назвал немного странновато – «Геополитический тупик для Туркменистана?». Господин Михайличенко достоверно утверждает, что «Туркменистан обратился к США с просьбой оказать ему военную помощь», но тут у него, к сожалению, опять же (как, впрочем, у многих других) хромает конкретика, то есть мы так и не узнали, когда это произошло и на какие источники ссылается автор.

Хотя он в целом и реалистично обрисовал обстановку вокруг проблематики, со ссылкой на мнение эксперта РИСИ Ивана Ипполитова, рецидив пресловутой «афганской угрозы» в сознании автора все же всплывает наружу. При этом  Михайличенко конкретно занесло, и он круто пикирует: «…в любом случае активизация у туркменистанских границ талибов в контексте региональной энергетической ситуации ставят Ашхабад перед угрозой геополитического тупика, который грозит Туркменистану изоляцией и невозможностью осуществлять экспорт энергоресурсов. Чтобы ни говорили официальные лица, в среднесрочной перспективе такой вариант развития событий является вполне вероятным».

Какой тупик, какая изоляция, когда Туркменистан всё больше наращивает экспорт природного газа в Китай, когда президент Ирана Хасан Роухани заявил о планах увеличения объемов импортируемого туркменского газа в ходе недавнего своего официального визита в Ашхабад?  Относительно безопасности ТАПИ, неужели доктор философских наук, профессор Михайличенко не в курсе о фундаментальном принципе Туркменистана насчет продажи газа «на своих границах?».  Как видим, вряд ли…

Другое дело, когда Михайличенко вновь входит до боли знакомое «амплуа»  штатного зазывалы  в ОДКБ и утверждает: «…для недопущения такого развития событий Туркменистану крайне важно договориться о конструктивном сотрудничестве с гарантами коллективной безопасности Центральной Азии. В качестве таковых могут выступить Россия, и, возможно, Китай».

Чтобы не отнимать драгоценного времени у уважаемого читателя, хотелось бы, на манер журналистки Виктории Панфиловой, опираясь (не на своё, как это нужно бы) на чужое, но в отличие от неё – авторитетное мнение, привести в качестве примера следующее мнение. Так, главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии» Аждар Куртов 2 апреля 2015 г. в своей статье «Партнерство во имя газа» в Интернет-газете «Лента.ру» утверждает: «…особое звучание обретает сегодня раскручиваемая в информационном пространстве тема обострения ситуации на южных границах Туркменистана из-за угрозы вторжения боевиков. Достоверных фактов, подтверждающих опасность вторжения радикальных исламистов, кот наплакал… Все это густо сдабривается историческими байками о басмачах, ушедших из Туркменистана в Афганистан и мечтающих о реванше…

Вот всё это и  не дает оснований для однозначных прогнозов об опасности агрессии извне и дестабилизации ситуации в республике. Басмачи за восемь десятков лет почему-то так и не смогли вернуться с победой на свою историческую родину. Даже когда на афгано-туркменской границе стояли талибы.

Факты столкновений на границе также, думается, не стоит преувеличивать. Ведь в них участвуют неполноценные воинские соединения, а максимум взвод вооруженных людей, использующих лишь легкое стрелковое оружие. Видимо, «басмачи» не имеют ни танков, ни боевой авиации, а туркменская армия между тем насчитывает порядка 22 тысяч военнослужащих и располагает почти 700 танками, двумя тысячами различных модификаций БТР и БМП, более чем четырьмя сотнями стволов артиллерии, включая установки «Град», «Ураган» и «Смерч». ВВС Туркменистана состоят из 24 истребителей МиГ-29, 43 штурмовиков Су-25 и 10 ударных вертолетов Ми-24. Силы, как видим, несопоставимы.

Но дело даже не в этом. Еще в декабре 1995 года решением ООН Туркменистан получил статус нейтрального государства. Это означает, что в случае нападения Ашхабад может рассчитывать на помощь со стороны мирового сообщества, даже формально не состоя ни с кем в военном союзе. Ведь нарушение нейтралитета — один из самых серьезных проступков по нормам международного права. И если подобное произойдет, это не останется без последствий».

Думаю, мнение умудренного жизненным опытом, известного политолога не оставляет места для сомнений.

Так что, не было и нет в Туркменистане ни тупиков, ни ту'пиков, не там ищите, уважаемый профессор. Всегда готовый и к очной полемике -

Валерий Багдасаров