СЕГОДНЯ НА САЙТЕ: В Центре ОБСЕ в Ашхабаде обсуждены новые направления работы по предотвращению гендерного насилия 21 Ноябрь 2024 г., 12:25Талантливая молодежь Туркменистана отмечены высокими наградами 21 Ноябрь 2024 г., 12:13В Ашхабаде обсуждают ключевые аспекты присоединения к ВТО 21 Ноябрь 2024 г., 12:03Туркменистан и ЕС усиливают партнёрство для развития Транскаспийского коридора 21 Ноябрь 2024 г., 11:57В Министерстве образования Туркменистана состоялась встреча заместителя министра Азата Атаева с Кристиной Хемшайер 21 Ноябрь 2024 г., 11:46Победители и призеры международного теннисного турнира Ashgabat Open 2024 21 Ноябрь 2024 г., 11:41

Время гадателей для Туркмении заканчивается
07 Апрель 2015 г., 21:15

Про Туркмению нынче пишут много, и публикаций об этой относительно небольшой по размерам, но очень богатой природными ресурсами стране стали для всевозможных аналитиков и экспертов пищей не только духовной, но и средством добывания пищи для бренного тела.

Поэтому статья на российском сайте ng.ru под названием «Время нейтралитета для Туркмении заканчивается» сперва ничем не привлекла моего внимания – сегодня такими громкими заголовками никого не удивишь. Не в обиду будет сказано её автору, Александр Князев также известен широкому кругу читателей как политолог, время от времени противоположно меняющий свои взгляды на одни и те же актуальные вопросы современности, по известным только ему причинам. Видимо, для него в этом и заключаются преимущества научной степени «доктора исторических наук», звания «эксперта по Центральной Азии и Среднему Востоку». Что позволительно сему ученому мужу – табу для обыкновенного смертного, последнего минимум обозвали бы беспринципным.

Так, погрузиться в статью меня заставил её странный подзаголовок – «Внешние вызовы и угрозы для Ашхабада могут иметь антикитайскую направленность». И чего «интересного» только не узнал! «Какая глыба, а? Какой матерый человечище?», - вопросил бы я, насчет автора, если бы не был знаком с действительностью в Туркмении.

По Князеву, оказывается, Ашхабад стремится наращивать объемы газового экспорта и политизирует вопрос, «направленность, которая имеет, судя по всему, условно «антикитайский» характер». Ашхабад к концу 2015 года планирует завершение строительства внутреннего трубопровода «Восток–Запад», чтобы … «изменить» Китаю с Турцией и Европой! Во, как? И куда только Князев подевал  26  триллионные запасы туркменского газа?

Если следовать его логике, то «коварный» Ашхабад приветствовал строительство четвертой ветки газопровода «Туркменистан-Китай» «понарошку», дабы пустить пыль в глаза Пекину. Довольно - таки странная логика, не так ли?

Далее вся статья целиком – одно свидетельство о «многогранности» широченной натуры господина Князева. Так, «уличив» Туркмению в антикитайских настроениях, он ринулся вперед и тут же «сорвал маски» с лица Турции. Оказывается, эта дружественная Туркмении страна инициировала активизацию «талибских групп, находящихся, в том числе под турецким влиянием у туркменской границы», чтобы загнать Туркмению в «геополитический тупик» и побудить «Ашхабад  к ситуации отказа от всех иных вариантов экспорта, кроме турецкого».

Затем «гений» Князева проливает свет на Тедженских «радикалов», готовивших «мятеж» в стране (тут, слава Аллаху, обошлось без вмешательства в процесс марсиан, позарившихся на газовые закрома Туркмении и строящих козни против Китая, Европы и Турции вместе взятых), одним росчерком пера разделил туркменскую элиту «на турецкую и европейскую фракции», за одно и изменил (зачем мелочиться?)  стратегию  военного участия Китая за рубежом и лишил Туркмению статуса нейтралитета. Читаем:

«Фигура Турции» присутствует практически во всех механизмах происходящего внешнего давления на Ашхабад, за исключением, может быть, внутренних социальных проблем. И в ситуации стремительного возрастания турецкой и европейской активности по газовому вопросу резонно возникает вопрос об адекватности спокойной уверенности в своих планах Пекина. В условиях все более ужесточающийся конкуренции между западным (Турция и ЕС) и восточным (КНР) направлениями (а есть еще и южное – лоббируемый американскими компаниями проект ТАПИ) Ашхабад оказывается в весьма некомфортной позиции, когда привычный статус много векторного «позитивного» нейтралитета уже не спасает. Традиционное представление о том, что Китай в своих стратегиях исключает какое-либо военное участие за пределами своей территории в новых условиях глобального передела мировых ресурсов, может измениться».

Из всего изложенного напрашивается вывод – господин Князев с некоторых пор из-за непосильных трудов (или отдыха), очевидно, явно переутомлен, и напрочь позабыл об  умеренности, что очень вредит его профессиональной репутации.

Хотелось бы завершить свой отзыв тем, чем господин Князев начал свою статью: «Ситуация в Туркмении и вокруг неё все более становится предметом размышлений (я бы сказал – измышлений, прим. М.Ф.) самых разных наблюдателей в попытках спрогнозировать для обладающей нейтральным статусом республики некие перемены». Вы бы так не пыжились, господа гадатели, это ведь вредно для здоровья и доброго имени, и самое главное – совершенно бесполезно.

Это ваше время вышло в бесплодных попытках что-то «спрогнозировать» относительно нейтральной Туркмении и назрела пора «неких перемен» в вашем строптивом сознании, отказывающемся признать очевидную реальность – страна прекрасно справляется со своими задачами и не нуждается в чьих-либо предсказаниях и нелепых прогнозах.

Максим Фомин