От Рустема до Ивана
04 Апрель 2015 г., 13:00

Сплетни и домыслы о туркмено-афганской границе
Тогда как маститые эксперты-аналитики, вроде Е.Я. Сатановского, по-притихли, взяв разумную паузу из-за того, что их прогнозы по Туркменистану отчего-то не сбываются, разного рода гадающая на кофейной гуще «мелочь», всё ещё усердно пытается доказать свою правоту в вопросах «осложнения» ситуации вокруг туркмено-афганской границы.
«Всё не так, мы правы…», - кричат и толкуют они в своих многочисленных выступлениях. «Вот на границе Туркменистана с Афганистаном появились пограничники из Узбекистана…», - пишут они лишь от того, что президенты Туркмении и Узбекистана созвонились по телефону. «Появились на туркмено-афганской границе российские специалисты…», - пишут те, кто не может представить себе иного развития ситуации: «А к кому, как ни к России обратится Туркменистан за помощью?».
И вот очередная «версия» - Туркменистан обратился за помощью к США. И … «пошло поехало». Добрались до Рустема Сафронова уже много лет проживающего в США (и вспомнили же!). А почему бы и нет. Человек провёл комсомольско-молодёжные годы в Туркмении, внук чекиста, сотрудника ОГПУ, участника борьбы с басмачеством Николая Сафронова. Теперь Рустем житель США.
Вроде бы удобная, нейтральная фигура. Всё так. Но что может сказать человек, не имеющий ни малейшего представления о сегодняшнем независимом нейтральном Туркменистане. О советской, некогда отсталой окраине, в которой он проработал несколько лет, может, ещё что-то дельное и скажет, а о нынешних реалиях страны, вряд ли. Разве что по материалам СМИ и Интернета, которым верить-то сложно. Однако, это не умаляет профессиональных достоинств Сафронова, который, выполняя свой журналистский профессиональный долг, был даже ранен во время захвата Белого Дома в Москве в 1993 году.
И вот теперь Рустем Юрьевич, коренной златоустовец (Челябинская область РФ), ничего предосудительного не пишущий о своей исконной родине, отчего-то взялся оценивать и критиковать то, о чём имеет весьма смутное представление. Долго думал, отчего это? Вроде, ничего плохого от республики не имел, была хорошая (для молодого человека тех лет) работа во властных структурах, приличная зарплата, жильё в Ашхабаде, что по тем временам считалось привилегированным положением. Свободно уехал учиться в США. Так в чём же дело?
Не понравилось в США, ностальгия замучила? Не нравится, что Туркменистан, вопреки его ожиданиям, процветает. Так сделай всё, чтобы и Златоуст очистился от непроходимой грязи на улицах, чтобы население радовалось достижениям города. Помоги землякам, ведь есть же потенциал, опыт. Или критиканствовать, как научили во время работы в «Би Би Си» и «Голосе Америки», проще?
«Легковесный» подход к последним публикациям, вроде «Туркмения меняет Россию на США?», опубликованной на сайте сообщества «YouTube» (США), не совсем красит Сафронова. Во-первых, откуда он взял, что «Туркменистан обратился к США с просьбой оказать военную помощь»? Во-вторых, из каких таких источников ему известно, что «по словам представителей властей страны, они получили информацию о присутствии ИГ у их границ, в Афганистане»? Было бы небезынтересно узнать, на кого ссылается Сафронов, может, тогда и я заинтересовался бы этой проблемой.
«Ощущения», как говорит Сафронов, на этот раз его подвели. Туркменистан о политике диверсификации говорит, пишет, а главное её реализует уже на протяжении многих лет. И не к лицу такому профессионалу не знать этого. А вот, как я отмечал выше, о советском прошлом Туркменистана Сафронов осведомлён гораздо лучше, когда он говорит о том, что «Газпром был главным покупателем туркменского газа. И, причём, монопольным».
«Сближение с США это способ получить преференции, чтобы вывести свои углеводороды на западные рынки»,-заключает Сафронов. Но ему должно быть хорошо известно, что не США, а в ЕС в данном случае кровно заинтересованы в транзите газа из Туркменистана. И это надо рассматривать именно так, а не иначе. И потом, у Туркменистана есть «золотое правило», которого он придерживается изначально - торговать только на границе. Никому и ничего здесь не навязывается.
Более разумной, как мне кажется, позиции придерживается сотрудник сектора Средней Азии Центра изучения проблем стран ближнего зарубежья РИСИ Иван Ипполитов. Он усматривает в поступке Туркменистана чисто коммерческую сделку и ничего иного. В данном случае «речь идет о поставках оборудования для границы и, вероятно, об обучении туркменского персонала. То есть о технической помощи», - пишет Ипполитов.
«Известно, что в конце лета прошлого года в Туркмении был объявлен тендер на поставку оборудования для охраны границы, и участие в нем заявили европейские корпорации Airbus и Thales. Речь шла о крупном контракте на поставку оборудования в виде систем по сбору информации, все для контроля границы Туркмении с Афганистаном, чтобы затруднить или сделать невозможным её несанкционированное пересечение", - пишет Иван Ипполитов.
США действительно обладают достаточно большим опытом в разработке систем дистанционного мониторинга границ. Например, граница США с Мексикой, оборудована подобными системами уже достаточно давно, и она совершенствуется. В настоящее время нет оснований говорить, что сотрудничество Туркмении и США пойдет дальше военно-технических контрактов и статус Туркменистана как нейтрального государства будет нарушен.
Современное оборудование для охраны объектов или территорий применяется и гражданскими компаниями, которые предоставляют охранные услуги. Этот контракт, безусловно, интересен США, потому что Туркмении как государству с существенными финансовыми ресурсами есть чем расплачиваться. И если действительно всё обстоит именно так, то Туркменистан волен сам решать с кем и зачем заключать коммерческую сделку.
«Что же касается самого присутствия структур ИГ в Афганистане, в настоящее время большинство экспертов ставит это под сомнение. Так и в недавнем интервью CNBC экс-президент Афганистана Хамид Карзай однозначно высказался о том, что присутствие ИГ там пока что скорее шумиха в СМИ, чем реальность", - заключает Иван Ипполитов.
Как видим, от позиции и взглядов Рустема до мнения Ивана сущая пропасть. А читателю, угодно выбрать самому, что есть навет, а что есть - истина. И, думается, человек, отслеживающий реальную ситуацию вокруг всех этих событий и не понаслышке знакомый с реалиями Туркменистана, остановит свой выбор на Иване, и, разумеется, не потому, что это исконно русское имя.
Тимур Беркелиев