СЕГОДНЯ НА САЙТЕ: В Ашхабаде состоялась премьера спектакля «Джапбаки» 02 Май 2024 г., 15:45В Туркменистане изучают применение молочной сыворотки в бионанотехнологиях 02 Май 2024 г., 15:41Эксперт Ильясов рассказал о перспективах в нефтегазовой сфере Туркменистана 02 Май 2024 г., 11:30В Туркменистане проведен конкурс ораторского искусства 02 Май 2024 г., 11:13Гурбангулы Бердымухамедов высоко оценил заслуги Героя Туркменистана Чинар Рустемовой 02 Май 2024 г., 10:44В Ашхабаде состоится концерт «Классический блеск» 02 Май 2024 г., 10:40

От добра добра не ищут
12 Марта 2015 г., 20:28

     Это первое, что пришло на ум, как только ознакомилась со статьей Светланы Сметаниной «Соотечественники в Туркменистане: разрешат ли бипатридам оставить российское гражданство?»,- опубликованной на сайте pravfond.ru.

Она могла бы произвести впечатление, но  только на неискушенного читателя, для посвященных же это выглядит как неудачная попытка автором драматизировать ситуацию вокруг проблематики: «…местные жители, имеющие как туркменское, так и российское гражданство, вынуждены будут сделать очень непростой выбор, который в конечном итоге может привести даже к отъезду из страны проживания» констатирует госпожа Сметанина.

Немного ниже она пишет следующее: «...в 2003 году был подписан протокол о прекращении действия Соглашения о двойном гражданстве, причём опять-таки по инициативе туркменской стороны. Тогда же местные власти объявили, что бипатриды, имеющие как туркменское, так и российское гражданство, должны в течение двух месяцев определиться со своим статусом».

Так и напрашивается вопрос, сколько же времени надобно бипатридам, чтобы сделать этот «очень непростой выбор», если они на самом деле не смогли его сделать ни до 2003 года, ни за 12 последующих лет? Причем, не туркменская сторона в апреле 2003 года объявила о том, что соглашение о двойном гражданстве «выполнило свое историческое предназначение», - способствовать возвращению россиян на историческую родину. «Все, кто хотел, уже переехали из Туркмении в Россию», - сказал тогда президент России.

И он абсолютно прав.

У Туркменистана всегда была последовательная и прозрачная позиция по вопросу бипатридов. В статье 7 Основного закона страны четко и ясно написано: «За гражданином Туркменистана не признается гражданство другого государства».

В таком случае, как же прикажете понять тех, кто (госпожа Сметанина приводит цифру в 7500 человек) заведомо зная, в какой ситуации может оказаться, и, невзирая на это, с 2003 года по настоящее время все равно заполучали российские паспорта?

         «И вот сегодня эти несколько тысяч российских соотечественников, проживающих в Туркменистане, оказались в очень непростой ситуации»,- продолжает Сметанина. Спрашивается, а в какой такой непростой ситуации они оказались? А оказались бипатриды в такой же ситуации, что и другие граждане страны, то есть в одинаковых с ними правовых условиях. От них требуется просто уважать и блюсти законы Туркменистана, иначе же - окончательно выбрать российский паспорт.

Но, видите ли, эта ситуация бипатридов не устраивает. Почему? Ответ вовсе несложный. Все дело, очевидно, в меркантилизме отдельно взятой категории граждан, которые хотят жить в Туркменистане и пользоваться всеми благами этой страны, в то же время хотят иметь преференции обладателей российского паспорта, например, сэкономить деньги и время при выезде в те страны, с которыми РФ имеет соглашения о безвизовом въезде и выезде.

Отдельные «охотники за сенсациями» усердно подливают масла в огонь, отсюда и вся свистопляска по вызволению особо предприимчивых, так называемых двойных  граждан из «очень непростой ситуации». Они и добавляют «головной боли» государевым мужам двух дружеских стран в течение всей истории вопроса.

Уважаемый читатель наверняка помнит лето 2013 года, которое с легкой руки тружеников пера нарекли «часом Х» для туркменских бипатридов. С того времени прошло еще без малого два года, разве что-либо изменилось? Нет, опять двадцать пять - «Атас, ущемляют!». Двойным гражданам все же не помешало бы вспомнить истину о том, что всю жизнь на двух стульях не усидеть. А что касается «аргументации» Сметаниной об одной единственной школе с русским языком, то это обыкновенное незнание реалий жизни в Туркменистане.

Сегодня во многих школах, в том числе, и в сельской местности есть классы с русским языком обучения. И вообще, русский язык в республике развивается, степень владения им намного выше, чем, скажем, в иных постсоветских республиках, не говоря уже о тех, где он вообще в загоне и запрещён.

 

 

Огулсапар Раджепова