Многообещающая политика России в Средней Азии – пока с результатом «0» (не путать с буквой О)
17 Февраль 2015 г., 15:03
"В России высоко ценят сотрудничество с Туркменистаном по многим направлениям внешней политики, экономики, гуманитарной сферы и исходят из того, что визит главы МИД РФ Сергея Лаврова послужит дальнейшему укреплению традиционно дружественных российско-туркменских отношений" – трубили заранее небезызвестные пророссийские интернет сайты. А так ли это?
В Туркменистан С. Лавров прилетел из Пекина, где встречался с коллегами из Китая и Индии. Надо отметить, что при возникновении проблем с Европой Россия с царских времен взяла за правило активизировать политику на Востоке. «Рабочий визит Лаврова в Туркменистан является поиском союзников» - заключил один из сотрудников Института Востоковедения РАН Шохрат Кадыров. Ну чтож, некотырыми утверждениями можно согласиться.
В ходе переговоров С. Лаврова с туркменским руководством затрагивался и вопрос поставок туркменского газа в европейском направлении, на котором российская газовая ниша частично освобождается, в виду отказа ЕС. Как альтернативный вариант в Ашхабаде вполне допускают возможность участия в проекте Трансанатолийского газопровода (TANAP) Азербайджана и Турции. Так как недавно в туркменской столице прошла очередная встреча министров иностранных дел Туркменистана, Азербайджана и Турции, подписавших Ашхабадскую декларацию.
Турция, по всей видимости, стремится сделать то, что не смог сделать сперва СССР, а потом РФ – проложить газопровод по дну Каспия. Однако с не столь обоснованными претензиями против прокладки трубы по дну Каспия выступают Россия и Иран, которые ссылаются на неурегулированность статуса водоема и угрозу его экологии. Несмотря на все технические вопросы, на политическом уровне имеется заинтересованность в этом проекте. Туркменистан считает, что для прокладки трубы по дну Каспия, правовой статус которого пока не определен, достаточно согласия тех сторон (Туркменистана и Азербайджана), территорию которых охватывает проект.
Российский "Газпром" до недавнего времени закупал в Туркменистане до 10 млрд. кубов газа в год, а с 2015 года предложил сократить закупки газа из Туркменистана на 6 млрд. кубометров. Так, в результате, закупки туркменского газа снизятся с 10 млрд. кубометров до 4-ёх.
В Туркменистане, наоборот, заинтересованы в увеличении поставок топлива в РФ. Однако в условиях снижения закупок российского газа в Европе, Туркменистан понимает, что такая перспектива не решение. Однако "Газпром", не имея каких либо компромиссных решений, напротив, хотел бы полностью отказаться от экспорта туркменского газа. Однако соглашение между Россией и Туркменистаном подписано до 2028 года, и согласно контракту, пересмотру не подлежит. А догововрные объёмы закупок туркменского газа намного больше от реальных 4 млрд. в десятки раз.
Как видно из происходящих событий, Туркменистан пошел на встречу предложения о сокращении набора природного газа со стороны России, так как в ближайшем будущем ожидает положительной реакции России по строительству Транскаспийского газопровода. Поэтому не исключено, что РФ может пойти на определенные уступки в обмен на политическую лояльность по Транскаспию.
Руководство Туркменистана не раз заявляло о необходимости диверсификации поставок отечественных энергоносителей по новым маршрутам, в том числе и в европейском направлении, поэтому готовится к 2016 году построить внутренний газопровод Восток-Запад. Напомним, данный проект, закольцевав в единую систему все крупные газовые кладовые страны, призван создать благоприятные условия для экспорта туркменского газа на мировые рынки.
Строительство трубопровода протяженностью около 800 км и стоимостью более $2 млрд в настоящее время осуществляют госконцерны "Туркменнефтегазстрой" и "Туркменгаз" собственными силами. Стоит отметить, что на тендерном этапе, туркменская сторона с интересом изучала предложения российских компаний по строительству данного проекта, но весь энтузиазм российских компаний угас одновременно, и смахивал на «отмашку с центра».
Иран, в свою очередь воспользовавшись вяло текучестью инициатив российских инвестров, предложил свой вариант вывода туркменского природного газа по европейскому направлению, т.е. предложил свою территорию для транзита газа в Европу в обход России и территории Азербайджана. И это естественно, Иран сильно печется об своих экономических интересах, сулящих большие экономические и политические дивиденты от транзита туркменского газа в Европу.
Глава МИД РФ Лавров в ходе рабочего визита в Туркменистан заявил, что "поддерживает настрой туркменской стороны на доверительный диалог с Россией по проблемам безопасности, в том числе экономической и энергетической, и рассчитывает на продолжение контактов руководства двух стран. По словам российского министра, в России "ценят отношения с братским Туркменистаном".
Президент Туркменистана особо отметил роль русского языка в стране. "У нас русский язык - с детского сада, потом - школа, вузы, спец.кафедры, также в периодике, СМИ, - подчеркнул он. - У нас хороший русский театр".
"Абсолютно поддерживаем ваш настрой на продолжение доверительного диалога по проблемам безопасности - не все так просто вокруг Афганистана - и безопасности экономической и энергетической, - заявил Лавров. - Спасибо за неизменную поддержку российских инициатив, в частности в сфере международной информационной безопасности, по недопустимости героизации нацизма".
Учитывая положительное высказывания главы МИД РФ, Россия не заинтересована в отдалении Туркменистана с его позитивным нейтралитетом. А потому, готова обсуждать новые проекты, представляющие интерес для Туркменистана, - инвестиции в разработку его месторождений и глубокую переработку углеводородов. Российские правительственные СМИ, однако, называют этот комплекс вопросов сложным, отмечая, что для его решения могут потребоваться контакты президентов. Визит Гурбангулы Бердымухамедова в РФ или Владимира Путина в Туркменистан ожидается в этом году. Будем ждать результатов.
Мурад Агаев