СЕГОДНЯ НА САЙТЕ: В Ашхабаде состоялась премьера спектакля «Джапбаки» 02 Май 2024 г., 15:45В Туркменистане изучают применение молочной сыворотки в бионанотехнологиях 02 Май 2024 г., 15:41Эксперт Ильясов рассказал о перспективах в нефтегазовой сфере Туркменистана 02 Май 2024 г., 11:30В Туркменистане проведен конкурс ораторского искусства 02 Май 2024 г., 11:13Гурбангулы Бердымухамедов высоко оценил заслуги Героя Туркменистана Чинар Рустемовой 02 Май 2024 г., 10:44В Ашхабаде состоится концерт «Классический блеск» 02 Май 2024 г., 10:40

Время вспять или много шума из ничего
27 Январь 2015 г., 19:32

Французское просвещение, литература, культура имеют своё особое место в мировой истории. Любовь не только к своим произведениям, но и к творениям  художников других народов, к их истории в крови у французов. Известные французские писатели, исследователи, историки и даже политики всегда проявляли огромный интерес к истории мироздания, развитию человечества, к архитектурным памятникам в тех или иных странах. Особую симпатию, конечно же, вызывают политические лидеры, демонстрирующие свою эрудицию, великолепное знание культуры и традиций не только своего, но и других народов мира.

Но, скажем прямо, всё-таки такие личности в политике редкость. Я не случайно завёл речь  о французах. До сих пор не выходит из памяти их в недавнем прошлом национальный лидер – Франсуа Миттеран, который  как раз таки и выделялся среди многих всеми вышеперечисленными качествами. Один только его внешний вид и умение держаться с собеседником вызывали невольное уважение и восхищение. Личность, при которой французы не знали бед и катаклизмов. Во всём взвешенность, реализм, практичность и педантизм. Во время его визита в Ашхабад в начале  90-х, случилось так, что по вечерам мне посчастливилось, иначе теперь я это назвать не могу, общаться с теми, кто готовил культурную программу пребывания французского президента, а затем и сопровождал его во время этих мероприятий. И именно  из рассказов этих людей сложились мои первые, и как оказалось, очень даже точные  представления об этом человеке.

Тогда случайно стало известно, что Миттеран  неизлечимо болен. И одной из причин и стремление  приехать в Туркмению, послужило его страстное желание успеть побывать на земле, на которой некогда обитали древние парфяне. Он очень хотел увидеть древнюю Ниссу, исторические памятники и достопримечательности, обнаруженные при раскопках Парфии. Человек искренне влюблённый  в историю, культуру народов мира осуществил-таки свою заветную мечту. И как это не покажется странным и парадоксальным  поспособствовало этому то, что не стало СССР. При СССР он вряд ли сумел бы побывать на одной из окраин империи, тогда показными культурными достопримечательностями для высоких гостей были совершенно другие объекты. А тут прямо в Туркмению, с визитом. И - обязательный пункт культурной программы - посещение древней Ниссы.

Мои тогдашние собеседники не без восторга рассказывали мне как внимательно  и с нескрываемым интересом, Миттеран осматривал буквально каждый метр исторического места. Останавливался возле многочисленных осколков-черепков, валявшихся на земле. Осматривал все закоулки  древних строений. На память он увёз книги и фотографии о древней Парфии.

Это, уважаемый читатель, один из французов. Великий сын своего народа, уважавший не только свой, но и другие народы, их культуру и самобытную историю. К великому моему сожалению, есть и другие французы. Действующие исподтишка, словно мелкие воришки, озабоченные лишь своими низменными меркантильными интересами. В интернете появилось интервью известного (по крайней мере, он себя так подаёт) французского фотографа Николя Ригетти. Поводом к интервью стал, изданный им фотоальбом о Туркмении.

Отнюдь не хочется верить в его озлобленность по отношению к Туркменистану, так как какого-либо повода тому  нет, и не было. Побывал он в Туркменистане трижды, в общей сложности два месяца. Побывав трижды и пробыв два месяца, Ригетти снимал, как я понял …лишь памятники. И теперь, не имея коммерческих выгод, от своей работы раздаёт интервью, желая, очевидно, компенсировать этим упущенное. «Я стал изучать русский язык, собираясь в Туркмению»,- говорит он, позабыв о том, что Туркмения давно уже не СССР. И даже поправки на это его интервьюера некоей Сикорской, не воздействуют на него. Утверждая, что основной причиной его желания посетить Туркмению была «её закрытость» он явно лукавит, так как буквально через абзац своих ответов, утверждает, что у него были выгодные коммерческие предложения. И, кроме того, тут же заявляет, что туристом въехать в республику нет никаких проблем.

Очевидно, желая подыграть Сикорской он выдумывает небылицы о том, что в Ашхабаде его несколько раз задерживали. Хотя следом заявляет, что ему выделили официального сопровождающего и персонального водителя. Подумайте сами, уважаемый читатель - сопровождающий, персональный водитель и вдруг … задерживают. Ну, да бог с ним, может и случилось такое, но чтобы трижды!!! Поистине, окружение творит человека. Если в Европе переоценивают свои ценности, не значит, что можно выдумывать всё, что тебе взбредёт в голову.

А завершение интервью окончательно дорисовывает психологический портрет горе-фотографа.  На последний вопрос Сикорской, а вообще видели ли ваш фотоальбом в Туркмении, он отвечает: «Думаю, видели, так как шума фотоальбом наделал достаточно и, по словам моего издателя, отлично продавался в английской версии в Москве…».

«Закрытость», «Задерживали», «Много шума» - вот оценка этого француза.

Миттеран, Ригетти… Разные люди, разное воспитание, разные ценности, разное отношение к народам.

Однако, я больше чем уверен, будь ситуация другая и Ригетти был бы другим. Ведь он уже однажды обманывал, как он сам  же рассказывает: «Началось с того, что я предложил моему приятелю, работающему в туристической индустрии, отправиться в Туркменистан и сфотографировать все гостиницы, все комнаты в них, все рестораны и так далее с тем, чтобы затем привезти туда швейцарских туристов высшей категории. Частично это состоялось: он свозил-таки группу из десяти человек, желавших увидеть золотые статуи и все такое». И только после этой «разведки» своего приятеля он побывал в Туркменистане. А нам хорошо известна истина - раз обманувшему веры… нет.

Вот и теперь этот (другой француз) обманывает читателей. Видимо, для него это привычное занятие. Жаль только, что он смазывает моё впечатление о других, великих французах.

Вадим Кульбердыев