Разумное молчание?
22 Декабрь 2014 г., 20:04
Недавно, после продолжительного перерыва побывал у родных в Туркменистане. Не был в Ашхабаде с 2007 года. Если сказать, что увиденное и услышанное мною за те две недели общения с родными, старыми друзьями, одноклассниками, приятно меня удивили, значит - ничего не сказать. За те 20 лет, что я проживаю в Казани, постепенно, хоть этого и вовсе не желаешь, начинаешь отвыкать от того, что все мы, когда то жили единой семьёй. Время берёт своё, моя работа, семья, дети настолько «заволакивают», что иногда, вспоминая юношеские годы, думаешь, а было ли это на самом деле.
Гуляние с одноклассниками по вечернему Ашхабаду, плескания на знаменитой «Купалке», походы в Ботанический сад. Обо всём этом напоминают уже несколько пожелтевшие от времени фотки в семейном альбоме. Но, оказывается нельзя «оборвать» те невидимые нити человеческой тяги, которые всё едино связывают нас, и по сей день. Я и раньше нередко заглядывал в свободное время в Интернет, чтобы узнавать новости из Ашхабада, но перед поездкой стал делать это регулярно. С двойственным чувством стал обращаться за визой и оформлять выездные документы. Никаких проблем не возникло. Всё как положено: быстро и без проволочек. «Закрытая страна»,- вертелось в голове, навеянное Интернетом.
«Вирусные» идеи Интернета разом, куда-то исчезли, стоило мне вновь окунуться в реальность общения с родными и друзьями. «Брось эту чушь из головы», посыпались советы на мои мысли вслух о «закрытости» и прочей ерунде, распространяемой в соцсетях. Тётя Настя, до сих пор работающая в одной из клиник Ашхабада, рассказала, что она после долгих лет работы в стареньком здании, теперь трудится в медцентре в Берзенгах, оборудованном самым современным оборудованием. И не нарадуется своему настоящему.
И такое случалось со всеми, что я не знал и не видел последние семь лет. Куда-то исчезли некогда узкие, с вечно открытыми люками, разбитые дороги. Старые автомобилисты помнят, как приходилось объезжать ямы и колдобины. Чистота, освещенность, порядок настолько поражали, что казалось, я не в Ашхабаде, а где-то в Европе. К реальности возвращали радостные и довольные лица друзей. Кинотеатры. Заглянул в новенький «Ашхабад», что на месте прежнего ТЮЗа. Спросил, а как же ТЮЗ, а он в новеньком здании, там же в Берзенгах. За городом, новые посёлки. Кёши не узнать, кругом коттеджи.
Не заметил, как пролетело время. Прилетел, обратно. Заглянул в Интернет. Решил поделиться впечатлениями о поездке и что же - некий Михайличенко, пишет о том, что вот-вот какие-то боевики нападут на Центральную Азию. Посчитал своим долгом ответить этому товарищу, может, мол, ошибаешься. И что же? Михайличенко откликнулся. «Представившийся как Владимир Костюк, автор разбирает одну из моих статей о влиянии экзогенных факторов на стабильность Туркменистана»,- надменно-высокомерно написал он. В целом, признавая, что «возможно, высказанные в его адрес замечания и претензии справедливы», он, тем не менее, пытается настаивать на своём, апеллируя фактами, происходящими в соседнем с Туркменистаном – Афганистане. «Боевики «Талибан» захватили район Хамьяб провинции Джаузджан и тем самым вплотную приблизились к границе с Туркменистаном», - аргументирует он свои измышления. Даже, если оно и так, то, что от этого Михайличенко. Отчего он так «жаждет» доказать свою правоту. Вот эти размышления и заставили меня «покопаться» в Интернете.
Выясняется же, следующая картина. Будучи педагогом на вторых ролях в Башкирском государственном педагогическом университете, Михайличенко, подрабатывает в качестве эксперта в Центре геополитических исследований «Берлек-Единство». Профессорской зарплаты, очевидно, маловато.
Но оставлю в покое Михайличенко, в конце концов, этого его право высказывать своё мнение, хотя оно в данном случае, на мой взгляд, явно неадекватное событиям. Из чего я исхожу, утверждая это? Хотя бы из того, что Михайличенко пишет: «За годы независимости Ашхабада талибы более 50 раз атаковали туркменистанскую границу». Дорогой мой, Михайличенко, вы хотя бы Интернет повнимательнее изучали. За все годы независимости талибы ни разу «не атаковали границу Туркменистана». А то, что вы имеете ввиду, как я это услышал во время своей недавней поездки в Ашхабад, всего-навсего один единственный случай боестолкновения (не с боевиками и не с талибами), а с обычными контрабандистами.
Однако, что же всё-таки, заставляет Михайличенко и руководство сайта, на котором он выступает, настаивать на своём. И здесь, как мне кажется, кое-что стало проясняться, когда я выяснил, что «Центр геополитических исследований «Берлек-Единство» - это НКО. НКО, так же как и другие финансируемое «из-за бугра».
А какие благородные цели поставил перед собой Центр. Его объектом, как он сам это декларирует: «являются…всяческие формы взаимодействия России со странами Евразии». Предметом «особой» заботы – «конструктивные принципы интеграции России с другими странами Евразии в условиях глобализации». Исходя из изложенного НКО «Берлек-Единство», созданное в Башкортостане, субъекте РФ с преобладающим тюркоязычным населением, поставило своей целью «содействие развитию всестороннего, многоуровневого сотрудничества с тюркоязычными странами».
Прочитав последнее, я даже немного опешил. Такое «упорство» и настаивание на нагнетании никому не нужной (по крайней мере, ни России, ни Туркменистану и, тем более, Афганистану) напряжённости со стороны Михайличенко и руководителя «Берлека-Единство» Рафика Ишкалиевича Мурзагалеева выглядит, по меньшей мере, парадоксальным.
Не декларируя, а на практике руководство и население Татарстана осуществляет всё то, о чём пишет в своих задачах «Берлек-Единство». Сколько добрых и полезных дел осуществляются между Татарстаном и Туркменией. Народы, как и прежде, выстраивают самые тёплые и дружественные отношения. Регулярные визиты руководителей обеих республик друг к другу только усиливают эту дружбу.
А, буквально, на днях мне позвонили из Ашхабада и рассказали об открытии новых комплексов зданий Госпогранслужбы и института для студентов-пограничников. Как не порадоваться за них. Там же состоялись учения погранвойск, которые сегодня оснащены самым, что ни на есть современнейшим оружием. На деле была продемонстрирована та сила, которая пресечёт любые попытки нарушения границ республики. Но всё это лишь для того, чтобы защищать себя, ведь республика - нейтральное государство, с военной доктриной оборонительного характера.
Есть ли в Башкирии то, что декларирует «Берлек - Единство», очевидно, есть, и я в это верю. Верю потому, что есть такие башкиры, как Азамат Салихов и тысячи ему подобных, на деле (иногда, даже под огнём) доказывающих свою объективность, верность принципам и дружбе с соседями. А «Берлек», ведь так схоже с туркменским «Бирлик».
Владимир Костюк