СЕГОДНЯ НА САЙТЕ: В Ашхабаде состоялась премьера спектакля «Джапбаки» 02 Май 2024 г., 15:45В Туркменистане изучают применение молочной сыворотки в бионанотехнологиях 02 Май 2024 г., 15:41Эксперт Ильясов рассказал о перспективах в нефтегазовой сфере Туркменистана 02 Май 2024 г., 11:30В Туркменистане проведен конкурс ораторского искусства 02 Май 2024 г., 11:13Гурбангулы Бердымухамедов высоко оценил заслуги Героя Туркменистана Чинар Рустемовой 02 Май 2024 г., 10:44В Ашхабаде состоится концерт «Классический блеск» 02 Май 2024 г., 10:40

Дружбе нет Альтернативы
12 Ноябрь 2014 г., 18:55

 

Всех в центральноазиатском регионе волнуют проблемы, которые могут возникнуть после вывода коалиционных сил из Афганистана. И это, вполне понятно. Вопрос этот постоянный предмет дискуссий в СМИ. Вот и господин Сатановский в своей статье «Непредсказуемые осколки империи» в общероссийской газете «Военно-промышленный курьер» уделил ему пристальное внимание. Однако, что сразу же бросается в глаза  то, что оказывается все «осколки», а место проживания автора это не осколок (хотя он  довольно-таки приличный по размерам). Не совсем это этично.

Евгений Янович несколько провоцирует «теорию газового заговора» и вмешательство Москвы во внутренние дела той или иной республики. Уже давно и всем понятно, тем более в бывших союзных республиках, что к старому  возврата, нет.  «Местные авторы», как это не покажется странным,  это поняли ещё 1991 году. Другой вопрос это развитие равноправных двусторонних отношений между независимыми странами. Доминирование же одной стороны над другой в этих вопросах к добру не приводит. Причины и следствия такой политики общеизвестны. А как встраивать доверительные отношения, проблема, которую решают сообща.

Предмет своего описания Сатановский, очевидно, хочет представить так, как это видится лично ему, считая свою точку зрения единственно правильной. И это его право. Навязчивые же предположения об «опасном положении», поиске опор в Пекине, Брюсселе и Вашингтоне, всё это  вряд ли соответствует той ситуации, которая ему видится.

А «…демонстративный отказ Ашхабада от участия в интеграционных проектах»,- где он? На саммите АТР Путин заявил, что «…интеграционные процессы в странах азиатско-тихоокеанского региона не должны вызывать появление конкурирующих между собой экономических блоков. Новые договоренности не должны наносить ущерба многосторонней торговой системе ВТО и необходимо действовать, исходя из принципов прозрачности и открытости при взаимном учете интересов и возможностей сторон». И это, так.

Нейтралитет, предполагает исключение участия в военных блоках, но экономические связи, это совсем иное. И Туркменистан никогда не был против двух и –многосторонних экономических отношений, но без каких либо надгосударственных органов-надстроек.

Туркменистан не отказывается от участия и поставок газа в любом направлении. У страны нет каких-либо геополитических интересов, как это представляется Сатановскому. Политика нейтралитета предполагает абсолютно равные условия для всех имеющихся и потенциальных партнеров. У страны нет подчинения императивам масштабной политической игры. Главное условие для развития отношений – это равноправное сотрудничество. И не правильно связывать независимость Туркменистана в зависимость от Китая. Это стратегическое партнерство, развивающееся быстрыми темпами.

«Нехватка валюты, осложнение масштабных проектов, конвертация маната, возможный финансовый кризис»-это всё то же не из той «оперы». ВВП в Туркменистане самый большой на постсоветском пространстве и в будущем году ожидается его устойчивое увеличение.

«Россия может начать сокращение закупок газа, вплоть до полного отказа, если не будет снижения цены». И это уже проходили. При Союзе за туркменский газ Центр платил республике  4 копейки за 1000 куб. метров. После приобретения независимости в 90-ые годы именно из-за  недоговорённостей в цене в течение нескольких лет не осуществлялись поставки газа в Россию.

Что касается ценовой политики, то здесь действительно нужен, разумный подход. Ведь учитывает  же свои интересы Россия, когда не хочет жертвовать собственным капиталом при расчетах за поставки газа той же Украине. А интеграционные  процессы идут. Они на лицо. В декабре, к примеру, заработает железнодорожный коридор «Казахстан-Туркменистан-Иран». Просчитываются варианты транспортного коридора «Восток-Юг-Запад». И таких примеров масса.

На пространстве Туркменистана действуют десятки российских компаний. Получают дальнейшее развитие двусторонние отношения с рядом отраслей и регионов Российской Федерации. Туркменский газ идет в Китай, Россию, Иран пойдет он и в Западном и Южном направлении.

Если позиции Евгения Яновича и других экспертов более менее понятны, это, в конце концов,  их работа - попытаться оценить ситуацию и спрогнозировать перспективы, то заявления отдельных официальных лиц, вроде спецпредставителя России по Афганистану З. Кабулова, который в середине сентября в интервью "Интерфаксу" сказал о том, что часть афганских талибов, как считают в Москве, перейдет под знамена движения ИГИЛ, и которое уже высказало претензии на контроль над территорией Афганистана, по меньшей мере, выглядят несколько странными. Такие вещи говорит человек, который одним из первых призван бороться против всего этого…Может быть ему известно то, что не доступно остальным? Или это какая то ошибка?

Более 35 лет продолжаются  противоречия в афганском обществе. И, думается, сегодня никто, ни один эксперт, в том числе и Евгений Янович, с уверенностью не смогут предсказать развитие дальнейших событий в этой стране. Но мы соседи Афганистана, соседи не первый год, и даже не первое десятилетие. И всё это время множество связей объединяют оба государства. И никогда за всё это время ни с одной, ни с другой стороны не было и не будет недоброжелательного отношения друг к другу. И туркмены, и афганцы прекрасно понимают, что значит помогать соседу в трудное время.

И как бы иные не старались, я в этом абсолютно уверена, нет,  и не будет такой силы, которая могла бы разрушить эту дружбу. Альтернативы этому просто нет.

Светлана Мамедкулиева