Туркменский интерес Евгения Сатановского или ищите газ
17 Октябрь 2014 г., 16:19
Чего только не предсказывали эксперты Туркменистану, какие только прогнозы относительно него не делали за минувшие 23 года - и развал, и арабскую весну, и нищету, и междоусобную войну. И, как вы правильно догадались, все мимо. Есть отдельные эксперты и всякие аналитические центры, которые особо не жалуют Туркменистан.
Я не эксперт, не предсказатель, но несколько удивлен, что к этой компании присоединился президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский, который на днях выдал очередной, прошу меня извинить, но другого слова просто не могу подобрать, горе-прогноз о Туркменистане.
Смысл его материала в том, что грядет «центральноазиатская весна» (по аналогии с «арабской весной»), в странах Средней Азии произойдет то, что произошло и происходит в арабских странах, и по Сатановскому, скорее всего одной из первых жертв этой «весны» станет Туркменистан. Причем, эту «центральноазиатскую весну» в Туркменистан принесут на своих штыках исламские группировки из Афганистана.
Это, скорее даже, не экспертное мнение, а некий рекламный проспект для боевиков, где господин Сатановский, буквально, зазывает террористический интернационал в Туркменистан. Он указывает места наиболее удобные для прорыва госграницы, наиболее оптимальные маршруты, где есть «население, которое можно взять в заложники, хорошие дороги, большое количество гражданского и военного транспорта и оружие». Забота автора о боевиках умиляет, он не забывает даже предупредить террористов об опасности, чтобы побереглись, указывает место, «где находится большой укрепрайон и базируется со времен СССР Тахта-Базарский (от названия поселка Тахта-Базар) погранотряд».
При этом Сатановский с самого начала убежден, что Вооруженные силы Туркменистана боевикам не помеха. Автор пишет: «Что до туркменских ВС, в иракском Мосуле противостоявшая исламистам армейская группировка была куда более значительной и вооружена на порядок лучше. Взять город боевикам ИГИЛ это не помешало». В отличие от Становского я не был бы столь категоричным. Своих нахваливать как-то не хорошо, но за 23 года независимости у Туркменистана каких-то проблем с обороной не было. Может быть, поэтому и воздерживались незваные гости, потому что знали, что соваться в Туркменистан себе дороже. Было бы иначе, может и не стали бы дожидаться «приглашения» Сатановского. Это я так, к слову, чтобы потом не разочаровывать боевиков и Сатановского.
Одним словом, на первый взгляд, создается впечатление, что Сатановский пишет прямо как усердный штабной офицер, разрабатывающий план похода для какого-нибудь отряда. Но нет, все-таки это больше похоже на рекламный буклет и как во всяком рекламном продукте больше всего тут неправды.
Читая материал, я все думал, зачем Сатановскому, человеку серьезному, публиковать провокационный и недостоверный по сути материал, ведь он не может не знать, что многое из написанного им откровенная ложь. Чего стоит к примеру такой пассаж Сатановского: «Следует отметить, что во времена разгрома басмаческого движения в 20–30-х годах ряд крупных и влиятельных туркменских кланов ушел в Афганистан. Их родовые земли остались на территории Туркменистана. Претензии на возврат этих земель звучат до сих пор, это предмет постоянного шантажа правительства Туркменистана со стороны афганских туркмен. Это особенно актуально в связи с тем, что два самых больших месторождения природного газа находятся рядом с теми землями, которые были утеряны этими кланами: Серахский и Мургабский оазисы. Месторождения Довлетабад, примыкающие к Серахскому оазису, являются основной сырьевой базой для ТАПИ».
Что называется выдал, так выдал. Не только в эпоху СССР, но и в годы независимости Туркменистана разговоры о реституции, то есть возврате прежним владельцам какого-либо имущества, утерянного во время революции, воспринимаются в Республике как анекдот, причем очень смешной. Разговоры Сатановского о туркменских кланах, ушедших в Афганистан, и постоянно шантажирующих правительство Туркменистана, это из серии «Остапа понесло». Сам об этом никогда не слышал, и поэтому расспрашивал туркменских дипломатов, работавших в Кабуле и Мазари-Шарифе. Они тоже сказали, что слышат об этом впервые в жизни.
Сатановскому следовало бы знать, что революция 17-го и последовавшая за ней гражданская война разделили туркмен, как и другие народы советской России не по клановому признаку, а по имущественному положению. Богатые и знатные туркмены всех туркменских кланов, понявшие, что на родине их не ждет ничего хорошее, ушли за границу, в том числе и в Афганистан. С этим никто не спорит. А вот беднота, которая составляла большинство кланов, осталась в Туркменистане строить новую жизнь. Большевики победили басмачество, потому что смогли привлечь на свою сторону большую часть народа – бедноту. Басмачество, потерявшее поддержку большинства, было просто обречено на поражение. Как в этой ситуации можно требовать какие-то родовые земли? Это ведомо лишь Сатановскому, с его неуемной фантазией. Земля, между прочим, по конституции практически всех стран мира является достоянием государства или народа, населяющего это государство.
Сатановский еще и газовые месторождения затронул, как мы увидим далее, не случайно. Но об этом чуть позже.
Дело в том, что Туркменистан поддерживает гуманитарные отношения со всеми туркменскими общинами за рубежом через Гуманитарную ассоциацию туркмен мира. Особенно тесные отношения с многочисленной афганской диаспорой. Туркменистан систематически посылает жителям приграничных областей гуманитарную помощь – топливо, продовольствие, одежду, школьные принадлежности для детей, были построены школы и больницы. Туркменистан поставляет афганским провинциям электроэнергию по сверхльготной цене. И это не потому, что Ашхабад боится претензий на территории богатые газом со стороны этих бедных, задавленных нуждой и войной людей. Туркменистан считает, что людям, попавшим в беду надо помогать, особенно, если эти люди твои соседи, и к тому же часть из них твои соотечественники. Боюсь, господину Сатановскому этого не понять.
Автор статьи пишет, что «нападения на туркменские погранпосты, отмеченные на протяжении зимы, весны и лета 2014 года, резко контрастируют с прежним спокойствием на афгано-туркменской границе, с началом осени ситуация с афганской стороны границы значительно ухудшилась». В этом он видит признаки того, что «приготовления к "центральноазиатской весне" идут полным ходом, и исламисты готовят для прорыва направление западное – на Туркменистан.
И по этому поводу беседовал с некоторыми офицерами-пограничниками, расспрашивал их о сути конфликта на границе. Те, кто служат на границе, утверждают, что никакого резкого контраста между обстановкой на границе прежде и сейчас нет. Во все времена на границе были периоды затишья и периоды роста напряженности. На то это и граница, тут ничего не поделаешь.
Конечно, граница с Афганистаном, где уже на протяжении десятилетий идет гражданская война вперемешку с войной талибов против западной коалиции, это не самое спокойное место. Вместе с тем, туркмено-афганский участок границы это самый спокойный участок границы, который имеет Афганистан с другими странами.
Основу «конфликтных» ситуаций на туркмено-афганской границе составляют жесткая борьба с наркоторговлей, которую ведет туркменская сторона, и случаи по поводу пастбищ скота.
Что касается наркоты, то тут никаких компромиссов быть не может. Туркменистан за несколько лет практически очистился от наркотиков. Еще 10-15 лет назад наркоторговцы чувствовали себя относительно свободно в Туркменистане. Ситуация резко изменилась с избранием на пост президента страны Гурбангулы Бердымухамедова. Наркотикам в Туркменистане была объявлена самая настоящая война, жесткая и бескомпромиссная. Люди в этой связи задают только один вопрос, почему этого не было сделано раньше.
В настоящее время достать наркотики в Туркменистане невероятно трудно, и они очень дороги. Как говорят эксперты, если в Туркменистане борьба с наркоторговлей сохранится на таком уровне, то страна полностью решит проблему наркотиков.
Такая позиция Туркменистана сильно ударила по доходам наркоторговцев по обе стороны туркмено-афганской границы – понятно, что основная масса наркотиков задерживается на границе. И поэтому возникают на границе столкновения с наркоторговцами.
Вторая проблема на туркмено-афганской границе это использование пастбищ. Тут Сатановский отчасти прав, когда пишет, что «перевыпас скота на афганской стороне границы, деградация земель, приводящая к катастрофическим селям даже при небольших осадках, и антропогенное опустынивание заставляют афганских дехкан и чабанов выпасать скот в так называемой серой зоне, тем более что они считают эту территорию Туркменистана своей».
Действительно, афганские крестьяне прежде выпасали скот на территории Туркменистана, потому что своих пастбищ становится все меньше и поэтому их часто задерживают туркменские пограничники. Понятно, что все это от бедности, и здесь афганских крестьян понять можно, но закон есть закон, и пограничники его соблюдают строго. И это в свою очередь является источником «напряженности». Хотя эти вопросы в отличие от проблем с наркотиками поддаются урегулированию через переговоры. Одна из последних «уток» Интернета о том, что туркменские военные самовольно «передвинули» туркмено-афганскую границу и «захватили» какую-то афганскую территорию, и была запущена, чтобы как-то оправдать то, что афганские крестьяне путают свои и чужие пастбища.
Далее, мысль господина Сатановского «плодотворно» растекается. Рассказывает читателям, что, дескать, действия боевиков на сопредельной афганской территории напоминают почерк боевиков ИГИЛ (Исламского государства Ирака и Леванта). Вопросом, откуда здесь взяться боевикам ИГИЛ, автор не задается. Похоже, что он не отличает Талибан от ИГИЛ, и вообще мало что отличает в этой области, потому что обнаружил в Афганистане каких-то туркменских талибов. Сатановскому следовало бы знать, что туркменские талибы это все равно что пархатые большевистские казаки. Таких, просто, нет в природе. Талибы в основной своей массе пуштуны и к нацменьшинствам вроде узбеков и туркмен относятся с опаской, помня, что они в свое время либо сохраняли вооруженный нейтралитет, либо поддерживали генерала Дустума.
Я не специалист по Ближнему Востоку, как господин Сатановский, но убежден, что ИГИЛ, как и арабская весна это порождение, феномен арабского мира. Огромного арабского мира, который разобщен, раздираем социальными и идеологическими противоречиями. В одной части этого мира люди живут в ослепительной роскоши, а в другой голодают. И тех, кто голодает, кто лишен самых элементарных благ жизни, самой примитивной медицинской помощи, десятки миллионов. А тут еще желание богатых нефтью и газом арабских монархий установить свое духовное лидерство в арабском мире, для чего пришлось организовать с западной помощью свержение светских режимов в Ираке и Ливии, гражданскую войну в Сирии. Добавьте сюда, не решаемый десятилетиями палестинский вопрос, военное вмешательство в дела на Ближнем Востоке стран Запада, их желание диктовать свою волю огромному арабскому миру, и вы получите то, что сейчас творится в регионе, вместе с ИГИЛ, терактами, кровью и страданиями миллионов арабов, курдов и других.
Сатановский считает, что в Центральной Азии все произойдет как на Ближнем Востоке. Хотя, совершенно очевидно, что ситуация в Центральной Азии коренным образом отличается от ближневосточной. Ситуация дестабилизирована только в одной стране региона - Афганистане, и «арабская весна», или что-то вроде этого, тут ни при чем. Хаос на афганской земле возник не сам по себе, не по вине афганцев, его принесли сначала советские войска по приказу кремлевских герантократов в далеком 1979 году.
Сатановский пытается стращать мир, и прежде всего, страны Центральной Азии выводом войск из Афганистана. Я, напротив, убежден, чем раньше выйдут из Афганистана силы западной коалиции, тем быстрее будет урегулирована ситуация в стране. Да, этот процесс, скорее всего, будет болезненным. И после ухода сил Запада на какое-то время, скорее всего, борьба за власть в стране обстрится. Но ведь то, что творится в Афганистане сейчас, тоже выходом из ситуации не назовешь. Не могут войска коалиции оставаться там вечно. И победить талибов не могут и оставаться там вечно тоже не могут. Значит надо уходить.
А может быть, обострения ситуации не произойдет, может быть новые власти смогут как-то договориться с талибами. Почему нет? Почему мы отказываем афганскому народу в мудрости и рассудительности?
Одним словом, вывод войск даст возможность самим афганцам решить, как им жить дальше. Думаю, что соседние государства, заинтересованные в нормализации ситуации в Афганистане, будут помогать афганцам, строить мирную жизнь.
Убежден, что желающих последовать «рекомендациям» Сатановского и перенести войну на территорию сопредельных государств, в частности Туркменистан, среди афганских талибов как не было раньше, так и нет сейчас.
В чем же смысл этой статьи, в которой перемешаны гомеопатическая доза достоверной информации и гигантская порция домыслов и неправды? Этот вопрос я себе задавал ровно до того места в статье где автор дает разъяснения боевикам о том, как можно «по асфальту быстро дойти до Иолотани, рядом с которой находится сверхкрупная по запасам группа месторождений Галкыныш (Южная Иолотань, Минара и другие) – ресурсная база "Транскаспия" на Европу».
Ну вот, кажется, и докопались до сути. Как говорится «зри в корень». Следует напомнить, что статья появилась сразу же после прикаспийского саммита в Астрахани. Извечный страх газовых монополистов потерять ведущие позиции на самом лучшем, самом богатом своем рынке – европейском. Теперь не удивлюсь, если выяснится, что именно российский газовый гигант заказал эту статью Евгению Яновичу. Крупные корпорации нередко нанимают бойкие перья для написания тех или иных статей, лоббирующих их интересы.
А теперь вернемся к главной теме статьи. Теме природного газа – одного из основных природных богатств России и Туркменистана. Так, какую же цель преследует в своей статье господин Сатановский? Предупредить страны Центральной Азии о грядущей опасности? Обратить внимание террористического интернационала на новые перспективные направления? Замарать репутацию стран региона, мнимыми опасностями, отпугнуть инвесторов от перспективных рынков сотрудничества и, в частности от туркменского рынка? Думаю, что для ответа на этот вопрос надо перефразировать старинную французскую поговорку «Шерше ля фам» (Ищите женщину) в «Ищите газ».
Ищем и находим Сатановский пишет: "Война трубопроводов" в Центральной Азии продолжается – Туркменистан является яблоком раздора между Россией, Ираном, Китаем с его проектом "Центральная Азия – Китай" (ЦАК), ЕС, лоббирующим Транскаспийский газопровод при поддержке США, пытающихся уменьшить поставки в КНР и свести к нулю реэкспорт туркменского газа через Россию, и ТАПИ. Последний лоббируют США и Катар и пытается торпедировать Саудовская Аравия, продолжающая борьбу с этим эмиратом по всем направлениям его внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности».
Надо сказать, что именно эта часть статьи одна из самых откровенных, и в принципе объясняющих, а для чего, собственно, огород городили. Хотя надо не раз перечитать этот пассаж, чтобы понять, кто с кем и за что борется. Из чего видно, что Сатановский, является человеком довольно увлекающимся. Посудите сами, здесь все борются со всеми. Одно ясно, борются за Туркменистан, точнее за его газовые богатства. Туркменистан, по Сатановскому является яблоком раздора между Россией, Ираном, Китаем и ЕС. Автор сюда приклеил еще и США, ну это еще куда ни шло. Но Катар и Саудовская Аравия, это уже явный перебор.
Но тем не менее, тревоги Сатановского более или менее ясны. Беспокойство автора вызывают не исламистские группировки, которые, по мнению автора, вот-вот ринутся в страны Центральной Азии, и скорее всего, на Туркменистан. Нет, это-то как раз автора беспокоит меньше всего, тут все для него нормально. Тревогу Сатановского, а точнее «заказчиков» вызывает скорее проект Транскаспийского газопровода, который даст выход туркменском природному газу на европейский рынок. И не только. Автора беспокоит газовая политика Туркменистана в целом, точнее, самостоятельная газовая политика страны.
Конечно, же Сатановского больше устроил бы вариант, когда Туркменистан продавал бы газ только России, и то, когда будет это позволено. Как это было многие десятилетия назад. Полагаю, что и страшилки об исламистских боевиках, которые вот-вот ворвутся в Туркменистан и осуществят планы Сатановского, придуманы автором, чтобы как-то «по-доброму» попугать Туркменистан. Как взрослые пугают бабайкой не в меру подвижных и смышленых детей, чтобы те не ходили далеко, были всегда рядом и во всем слушались взрослых.
Ну не желает видеть часть российской элиты в лице Туркменистана равноправного партнера. Китай видит, Иран видит, Евросоюз тоже. А для отдельных российских политологов Туркменистан всего лишь яблоко раздора. К сожалению, опыт СССР показывает, что самыми живучими являются стереотипы имперского мышления. Больше 20 лет прошло, как развалился СССР, а в головах отдельных господ, которые считают себя «интеллектуальной элитой» до сих пор ничего не изменилось.
Материал с сайта: 12news.uz