По пути либерализации права
29 Сентябрь 2014 г., 17:47
Разговоры и дискуссии о том, в каких условиях должны содержаться осужденные за те или иные преступления ведётся ровно столько, сколько существует сама система судопроизводства. Собственно, в этом нет ничего удивительного. При любом споре на эту тему, в таких случаях в качестве убедительности своих утверждений противными сторонами используется множество самых различных факторов и аргументов. Среди узких специалистов-профессионалов, насколько мне известно, существуют две основные точки зрения по этому вопросу. Для одних, сторонников «жёстких» условий, отправной точкой является содеянное тем или иным осужденным. Приверженцы же «мягких» мер, отталкиваются в своих взглядах от общечеловеческих, гуманных подходов к кому бы то ни было, порой, не беря в расчёт ни специфику содеянного, ни условия содействовавшие этому.
Но это споры и проблемы профессионалов, непосредственно соприкасающихся ежедневно с человеческой трагедией, сломанными судьбами, исковерканными жизнями. Но существует и другой подход к вопросу об условиях и мерах содержания осужденных или находящихся под следствием. Есть особый, и, пожалуй, оправданный взгляд на эти вопросы самого общества. Совершенно очевидно, что отдавать контроль за этой проблемой, полностью на откуп правоохранителям было бы не совсем правильно. Именно поэтому, на самых различных уровнях как местного, регионального, так и международного, существуют самые различные комиссии и ассоциации, занимающиеся проверкой и контролем, за содержанием и соблюдением прав осужденных. К этому следует добавить и надзор со стороны правительственных и иных официальных структур, не говоря уже о средствах массовой информации, которые при необходимости вправе и могут защищать права осужденных.
Если же относительно изложенного, заводить речь о Туркменистане, то часто удивляет дилетантский, не объективный подход при освещении этих вопросов. Особенно это очевидно из примеров тех изданий, работающих в электронных версиях. Порой, ссылаясь друг на друга, не удосуживаясь элементарно перепроверить информацию, многие работники средств массовой информации, может быть и непреднамеренно, но всё же несколько искажают истинное положение вещей. За многие годы своей адвокатской деятельности мне приходилось не раз сталкиваться с подобными вещами. И каждый раз оказывалось, что все эти дутые темы на деле становились решаемыми. Редко бывает такое, чтобы тот или иной вопрос, касающийся прав осужденного оставался не решаемым. Но права осужденного настолько широкое понятие, даже в юриспруденции, что иной раз сложно отличить, где это административное, а где - иное нарушение.
Наиболее из широко известных общественности нарушений это те, касающиеся предоставления свиданий с осужденными, права на переписку, условий содержания и некоторые другие. Обозначив, это как одно из приоритетных направлений своей работы, правоохранительные органы республики, с целью искоренения подобных нарушений, привнесения дополнительных льгот, связанных с соблюдением прав осужденных и привлечения к этому внимания широкой общественности, обозначили свои предложения-изменения, которые впоследствии нашли своё отражение в УПК сначала 25 марта 2011 года, 29 августа 2013 года, а затем и 1-го марта 2014 года.
Эти изменения как раз коснулись наиболее острых вопросов с соблюдением прав осужденных в местах заключения. Если говорить конкретно об условиях нахождения, то значительно увеличились размеры площадей норм положенностей проживания, исходя на каждого конкретного человека. Увеличилось число длительных и кратковременных свиданий. Послабления коснулись и таких вопросов как передачи, личной переписки, телефонных переговоров осужденных. В свободное время заключенные имеют доступ к библиотекам, периодике, смотрят телевизор, в женских колониях разрешается заниматься рукоделием, устраиваются концерты.
В соответствии с принятым 11 апреля 2014 года постановлением президента Туркменистана значительно увеличено количество выдаваемого имущества, улучшено финансово-продовольственное обеспечение. Только за последнее время на обновление медоборудования и повышение качества медобслуживания в исправительных учреждениях, насколько мне известно, отпущено несколько миллионов манат. В штаты этих учреждений введены новые врачебные должности - фтизиатров и психологов.
По республике уже не первый год идёт ремонт зданий исправительных учреждений. В 2013 году в Дашогузе в эксплуатацию было сдано новое здание исправительно-трудового учреждения, предназначенного для содержания женщин, в котором были предусмотрены все необходимые для этого условия. Там есть отдельные помещения, как для беременных, так и для женщин с детьми. Необходимыми принадлежностями была укомплектована и существующая школа для несовершеннолетних.
Стоит отметить, что Туркменистан активно сотрудничает с региональным представительством Международного Комитета Красного Креста в Центральной Азии. В этом году его делегация посетила исправительно-трудовые учреждения, в том числе и новую женскую колонию. Заключение этой инспекции было более чем положительным и об этом были представлены официальные отчеты. МККК, считает положительным то, что Туркмения не закрывает перед ним дверь и что можно надеяться на более частые посещения исправительных учреждений.
Повсеместно уделяется внимание трудовой занятости отбывающих наказание. С этой целью возведены специальные цеха и трудовые отсеки. Производимая ими продукция впоследствии поступает в розничную продажу.
В соответствии с национальной традицией ежегодно на свободу в результате актов помилования и амнистий выходят тысячи наших граждан, осознавших свою вину и раскаявшихся в содеянном. Практика либерализации законов находит широкое отражение и в нормах, правилах содержания осужденных. Это не может не радовать и, прежде всего, тех, кто в своё время оступился, ошибся. Эти новые законы дают возможность гражданину вернуться к полноценной и полноправной жизни в гражданском обществе.
Конечно же, нет смысла утверждать, что в этой сфере всё так уж идеально. Есть недостатки, но, где их нет. Например, в той же Германии отдельные колонии находятся в плачевном состоянии, и в тех же США - тюрьма Рикерс-Нью-Йорк входит в список наихудших в мире.
А те, кто со стороны, не зная реальной картины и нередко, преследуя свои узко-корыстные цели, желая облегчить участь тех или иных законно осужденных, пытаются извратить реальное положение дел с соблюдением прав осужденных, ничего не добьются, по той простой причине, что реалии не за них.
Сапар Курренов.