СЕГОДНЯ НА САЙТЕ: В Центре ОБСЕ в Ашхабаде обсуждены новые направления работы по предотвращению гендерного насилия 21 Ноябрь 2024 г., 12:25Талантливая молодежь Туркменистана отмечены высокими наградами 21 Ноябрь 2024 г., 12:13В Ашхабаде обсуждают ключевые аспекты присоединения к ВТО 21 Ноябрь 2024 г., 12:03Туркменистан и ЕС усиливают партнёрство для развития Транскаспийского коридора 21 Ноябрь 2024 г., 11:57В Министерстве образования Туркменистана состоялась встреча заместителя министра Азата Атаева с Кристиной Хемшайер 21 Ноябрь 2024 г., 11:46Победители и призеры международного теннисного турнира Ashgabat Open 2024 21 Ноябрь 2024 г., 11:41

Вера и надежда или несколько слов об отечественной медицине
20 Сентябрь 2014 г., 15:45

Строительный бум, который развернулся в Ашхабаде почти сразу же с приобретением государственной независимости не обошел и медицинские учреждения. Не только в туркменской  столице, но и во всех областных центрах отстроили по последнему слову техники крупные диагностические и лечебные медицинские центры, оснащенные дорогостоящей современной аппаратурой, где добросовестно выполняют профессиональный долг местные эскулапы. Причем почти вся система здравоохранения основана на государственном бюджете, и всё  финансирование этой сферы в последние годы значительно увеличилось. В настоящее время более 80 процентов всех медучреждений страны находится в ведении и собственности государства, которое оперативно решает все вопросы, связанные с финансированием, развитием, обеспечением современным оборудованием, медикаментами и т.д. Частная медицина занимает в системе национального здравоохранения сравнительно с другими странами лишь небольшую часть и только в некоторых отдельных секторах, таких как стоматология, реже - диагностика здоровья.

Казалось бы, в Туркменистане созданы все благоприятные условия для диагностики и лечения всех нуждающихся в исцелении людей.

Но не все так просто.

Несмотря на постоянные финансовые вливания, возможности туркменской медицины, как впрочем, и на всем постсоветском пространстве, все еще далеки от идеала и многому нужно учиться. Номинально пациентам предлагается полный спектр профессиональной помощи за символические цены по сравнению со стоимостью лечения в российских, иранских, турецких, не говоря уж о европейских клиниках. Ничего не остается, как признаться, инновации, вошедшие в повседневную практику европейских врачей, пока еще не освоены их эсэнговыми коллегами. Хотя, как утверждают сами врачи, при теперешнем повсеместном несовершенстве теоретической медицины практическая, скорее всего, является  лекарским искусством, а не наукой.

Тем не менее, в странах с развитой экономикой, в том числе и в Туркменистане, сложилось особое отношение к медицине как науке и важной сфере социального обслуживания. Медицинский персонал всех уровней подготовки работает в соответствии с ведущими мировыми стандартами. И что немаловажно, деятельность врачей регулируется неукоснительно соблюдаемой нормативно-правовой базой, благодаря чему любая врачебная ошибка влечет за собой неизбежную правовую ответственность.

Однако состоятельные люди и влиятельные чиновники предпочитают ездить на лечение за рубеж, в основном  в Германию, где здравоохранение по праву занимает флагманские позиции в общей структуре европейской медицины. Вспомнить хотя бы незабвенного первого туркменского лидера, доверившего свое здоровье немецким специалистам еще в 1997 году. Тогда в Мюнхенском кардиологическом центре профессор Ханс Мейснер провел операцию аортокоронарного шунтирования на сердце Туркменбаши. За успешно проведенную операцию немецкий  профессор был награжден ахалтекинским аргамаком буланой масти, которого знатоки оценили в 300 тысяч фунтов стерлингов. После этого на протяжении последующих девяти лет плеяда немецких докторов регулярно приезжала в Ашхабад для профилактического осмотра и лечения высокопоставленного пациента. И до сих пор немецкие специалисты систематически посещают ашхабадские клинические центры для оказания медицинских консультаций и проведения сложных операций совместно с  туркменскими врачами.

Тем не менее, обеспеченная часть туркменистанцев предпочитает лечиться и оперироваться в заграничных клиниках. Примеров подобных не счесть. Выбирая дорогостоящее лечение за границей, люди твердо уверены, что им окажут высококвалифицированную медицинскую помощь, адекватную ее стоимости. Поэтому в последнее время лечение за рубежом приобрело большую популярность. Здесь элементарно срабатывает человеческий фактор – это модно.

То там, то здесь слышим, что имярек, благодаря ряду серьезных преимуществ и финансовых возможностей, поехал исцеляться в Германию, а такая-то такая пожелала родить в Израиле. Дошло до того, что даже родинки удаляют в Иране, хотя туркменские врачи справляются с такой напастью не хуже персидских косметологов.

Правда, бывает и серьезная необходимость выезда на лечение зарубеж, но это не такое уж частое явление. Уровень отечественного здравоохранения неуклонно повышается. Туркменские специалисты имеют возможность ежегодно выезжать на стажировку в европейские клиники, а также на месте совместно с российскими и немецкими  врачами диагностировать больных, назначать лечение и проводить операции. 

Недаром медицинская отрасль страны находится под непосредственным патронажем главы государства, поскольку  Гурбангулы Бердымухамедов – врач по образованию, доктор медицинских наук, профессор. Несколько лет назад он лично провел показательную операцию в столичном Онкологическом центре по удалению у пациента доброкачественной опухоли - липомы. Плановая операция, приуроченная ко Дню работников здравоохранения и медицинской промышленности Туркменистана, а также к 14-й годовщине туркменской государственной программы “Здоровье”,  прошла успешно. Гурбангулы Бердымухамедову на его профессиональном поприще ассистировали немецкие врачи:  доктор медицинских наук профессор Йоханесс Сенк и профессор Клаус Чайковский.

Но на плановые операции с привлечением зарубежных врачей существует очередность. Несмотря на то, что в Туркменистане медицинские услуги частично платные, благодаря обязательному медицинскому страхованию с ежемесячным двухпроцентным отчислением от заработной платы, их оплата не очень бьет по карману пациентов. Лечение в стационарах и обследование у узких специалистов покрываются страховым полисом до 50 процентов. Получается, что уровень цен в отечественных медучреждениях несопоставим с зарубежными медуслугами – они на порядок ниже. При этом онкология лечится абсолютно бесплатно.

И все же никакой другой профессионализм не подвергается такой жесткой обывательской критике, как врачебный. При этом не всегда отрицательные суждения о врачах справедливы. Современные исследования ученых-медиков, несмотря на все достижения сегодняшней зарубежной медицины, выявили пятипроцентную закономерность неудовлетворительного исхода в лечении больных. Конечно, встречаются нерадивые врачи, от халатности которых случается непоправимое. Может, поэтому люди не доверяют отечественной медицине? Но зачастую это не оправдано.

Вот свежий пример. Недавно моей однокласснице в ашхабадском онкоцентре успешно удалили лазером фиброаденому молочной железы. По ее словам, после удаления опухоли форма груди не изменилась, лишь на теле остался едва заметный шрам. На следующий день она вернулась домой, а через неделю уже работала полный рабочий день. Все анализы и непосредственно операция были проведены абсолютно бесплатно. Я рассказала об этом своей приятельнице, у которой туркменские врачи обнаружили аналогичную опухоль, поставив такой же диагноз, и посоветовала обратиться к тому же врачу. Однако она решила оперироваться в Турции. В городе Мерсине ей пришлось оплатить за визу (поскольку пребывание на турецкой территории выходило за пределы безвизового 1 месяца), $450 – за анализы  и маммографию, $700 – за консультации маммолога, а за операцию она заплатила в кассу $ 5 тысяч. Плюс оплата за пребывание в гостинице, а затем в больничной палате. При этом в общении с медперсоналом сказывался языковой барьер, так как приятельница не владела ни английским, ни турецким языками. Но главное сотрудники клиники, работающие с иностранными пациентами, недостаточно хорошо разбирались в том, какие документы и на каком языке необходимо ей выдать для последующего наблюдения в ашхабадском онкологическом центре. К тому же реабилитационно-восстановительное  лечение после полного удаления молочной железы не подразумевало длительный авиаперелет с пересадкой.  Вот такой плачевный пример.

Конечно не все из соотечественников, кто лечился за рубежом, испытывали подобное разочарование, это, скорее всего  - редкость. Но справедливости ради необходимо сказать, человеческая неудовлетворенность отечественной медициной - один из факторов несовершенства самой науки и ее практической составляющей. За ее изъяны  спрашивают с конкретного врача. Люди, оказавшись в сложной жизненной ситуации, даже не допускают мысли, что современная медицина и самые лучшие ее служители не всесильны, что в отдельных случаях диагноз просто невозможно поставить, что бывает болезнь крайне запущена и неблагоприятный исход неотвратим. Достижения естествознания и техники, развитие клинико-анатомических и клинико-экспериментальных направлений, методов объективного исследования больных в предыдущие три столетия  обусловили становление научной медицины. Но еще многое предстоит в деле лечения человека узнать и понять. А пока, как правило, во всем обвиняют врачей, то есть людей, которые каждый день, выходя на работу, сталкиваются не только с человеческой болью, но и с другими медицинскими и моральными дилеммами. Иногда пациенты демонстрируют им беспечность, косность и глупость, доходящих, порою, до абсурда,  а они вынуждены быстро принимать решения, убеждать и спасать. Потому что они - врачи,  деятельность которых направлена на сохранение и укрепление здоровья людей, предупреждение и лечение болезней.

Миве Аллаярова