«…Брось камень в их ряды»
11 Сентябрь 2014 г., 19:26
«Этническая политика постсоветского Туркменистана»,- под таким заглавием на сайте ia-centr.ru (Информационно-аналитический центр, Россия) появилась на днях статья некоего Р.Назарова. К сожалению, не знаком мне такой специалист по этнике. Дело в том, что очно с ним можно было бы кое о чём подискутировать. Мне известны те, кто прежде неплохо разбирался именно в этих вопросах, но, как говорится, иных уж нет, а те далече. Азербайджанцы, армяне, белуджи и евреи, проживающие в Туркменистане, отчего то внезапно привлекли внимание Назарова.
Пытаясь найти ответ на свой вопрос, не раз перечитывал статью, но тшетно. Что хотел сказать Назаров не совсем понятно. Очевидно, лишь одно, он всячески пытался показать, что представители этих самых этнических групп населения, притесняются чуть ли не с первых дней независимости. И, конечно же, главным «злодеем», виновником в этом выказаны - власти.
«Обоснование» своей позиции Назаров начинает с того, что разбирает первые слова конституции Туркменистана. В его понимании слово «народ» в первом абзаце не содержит той широты, которая отвечала бы интересам всего общества. Если бы Назаров был этнографом и писал об истории происхождения вышеназванных народов, спорить с ним было бы сложнее, но постольку, поскольку свой опус он озаглавил «Этническая политика постсоветского Туркменистана», поставив в один смысловой ряд слова «этническая» и «политика», то всё сразу становится ясно. Назаров никакой ни этнограф, может быть политик, а быть может и ….политиканствующий элемент. Почему? Да потому, что в основном политики, а после них и все остальные, произнеся слово «народ», вкладывают в него только два значения: либо это - население определённой страны, либо – историческая общность людей.
Конституция же это Основной, государственный, юридический, регламентирующий абсолютно все, в том числе, и политические стороны жизнедеятельности страны документ. А значит и слово «народ» в нём, по крайней мере, грамотными людьми должно восприниматься в самом широком смысле. И ни как иначе. Это, первое, о чём можно было бы подискутировать с Назаровым.
«Новатор» от этники Назаров задаётся вопросом, что такое «национальные убеждения». И сам же, пытаясь быть ироничным, отчего то отвечает: «…видимо, в Туркменистане на этот счёт своё мнение». Ну, что сказать на это? Даже как-то неловко, человеку, взявшемуся рассуждать о столь узкопрофессиональных проблемах, объяснять, что убеждения просто не могут быть национальными. Они, эти самые убеждения, независимо от национальности, у человека либо есть, либо их - нет. Психологи, правда, могли бы добавить своих нюансов, типа «устойчивые убеждения», «неустойчивые» или ещё что-то в этом духе, но вопрос не в этом. Суть в том, что, не разбираясь в элементарных понятиях этот Назаров, в своём словоблудии забредает в такую «чащу», что читателю приходится гадать, а здоров ли он вообще, этот этнограф.
Приведя статистическую динамику оттока представителей вышеперечисленных народов из республики, Назаров стремится «доказать», что они всё же уезжали. И теперь их в республике осталось не так то, уж, и много. А, позвольте, кто же по этому поводу вообще собирается спорить. Совершенно естественный процесс развала огромной страны, каковым был Советский союз, привел в действие механизмы оттока населения в «свои» родные пенаты множества людей. И это происходило абсолютно во всех республиках и со всеми народами без исключения. И нет ничего удивительного, что в своё время многие азербайджанцы, армяне, белуджи и евреи выезжали из Туркменистана. Только ведь немало их и осталось, об этом Назаров, почему то предпочитает молчать. Так же как он предпочитает замалчивать он и то, что за все годы независимости в республике не было ни единого конфликта на этой почве. А все представители этих народов, как собственно и десятки других, живут в республике ничуть не хуже, и на тех же правах, что и коренное население.
Были и есть в Ашхабаде и в других городах густонаселенные компактные места проживания армян, азербайджанцев, белуджей. А то, что когда-то на периферии «…были целые еврейские кварталы», это что то из «ноу хау» от Назарова.
Но возвращаясь к изначальному вопросу. К чему вся эта белиберда и домыслы от Назарова «на заданную тему» о прекрасных народах, представители которых предпочли остаться в Туркменистане, избрав её своей Родиной? Не к тому ли это, что кому то это не очень нравится. Здесь, в Туркменистане - «Единой семьею живут племена, для тоя растелена скатерть одна…»,- как писал классик. И очевидно, кому то очень хочется бросить сюда камень раздора. Только напрасно всё это. Родственные отношения, крепче иных. А в Туркменистане все родственники, это единая семья. И от того - бросай не бросай, а камни раздора здесь всходов не дадут.
Огульсапар Реджепова.