Под хумаром «Сюррусланизма»
21 Июль 2014 г., 18:05
В молодости я впервые столкнулся с казавшимся тогда для меня парадоксальным понятием. А случилось это, как не покажется странным, во время обычного футбольного матча, в котором мне пришлось поучаствовать. Играли мы на довольно-таки приличном уровне и вот однажды к удивлению многих, проиграли команде, которая была намного слабее. И вот тогда наш капитан произнёс ту самую фразу, которую я впоследствии частенько вспоминал. Он сказал, что против тех, кто не умеет играть, выступать всегда неимоверно сложно. Говоря иначе, профессионал не всегда может понять профана в том или ином виде спорта. Если же эту ситуацию экстраполировать на что-либо другое, то получается - любителю не стоит лезть с оценкой деятельности профессионалов, а профессионалу - всегда сложно вычислить действия профана-любителя. Эти два понятия далеко несовместимы, особенно, в сфере искусства.
Так случилось, что моё детское увлечение фотографией, стало делом всей жизни. Многие годы работал фотокорреспондентом. Не буду вдаваться в мелочи и тонкости профессии, но одно скажу уверенно это ремесло сродни искусству. При нынешних возможностях техники, сделать добротные фотографии не сложно. Но профессионалы меня поймут, поймать тот самый миг удачи, тот самый кадр некоторым не удаётся и за всю свою жизнь. Не все мои друзья по цеху и знакомые могут похвастать именно такими снимками. Невозможно через тот же фотошоп передать блеск глаз твоего героя, или выражение эмоций радости при первом мгновении прикосновения рук женщины к своему первенцу. Ни один классный фотошопист, если можно его так обозвать, никогда не сотворит того чуда, которое может подловить, поймать истинный мастер фотографии.
Не случайно я завёл речь о любителях и профанах. Побывал на днях в гостях у моего давнего знакомого фотографа и вот тот, весь вечер возмущался по поводу «мнения» одного из таких профанов, который взялся давать оценку профессионалам. Вернувшись домой, и я отыскал в Интернете ту самую статейку. На блоге некоего «Руслана Т.» безымянный автор рассуждал о работе фотожурналистов. «Рассуждал» это мною, очевидно, даже несколько преувеличено от того, что как таковых никаких «рассуждений» я собственно и не нашёл. Нелепые и безосновательные обвинения в адрес журналистов типа: «…в заметках 99 процентов лизоблюдства, один процент информации». Эти первые же, с позволения сказать «обвинения» сразу же напомнили мне высказывание моего футбольного капитана юности. Профан он и есть профан. Подумайте только, что было бы с этими самыми журналистами, если бы у них был лишь один процент информации. Наверное, хоть и сложно понять профана, здесь то нормальному трезвомыслящему читателю должно быть всё понятно.
Далее в своём «профессиональном» обзоре аноним даже несколько хвалит, что у фотокорреспондентов всё же есть в работе прогресс. Появился «Поиск», появились фотографии, иллюстрации, развивается мультимедиа».
Упрекая фотожурналистов в иcпользовании фотошопа, хотя это большой вопрос, аноним говорит об их непрофессионализме. «…Приклеиваются одежда, костюмы и т.п.»,- пишет он. И добавляет, что из всего этого получаются «…сюрреалистичные картины». С видом знатока он «примечает» отсутствие теней и прочего. Многое ему «кажется» и «похоже». И на этом основании он домысливает ситуации, которые выглядят фантастическими, если не сказать странными. Складывается впечатление о некоторой неадекватности автора по отношению к тому, что он пишет.
Прочитав весь этот бред, я поначалу тоже на некоторое время вспылил и впал в несколько раздражённое состояние. И не хотелось отвечать этому профану на его глупости, но вдруг вспомнил, что некоторые представители сюрреализма (исключая, конечно же, классиков типа Сальвадора Дали, Макса Эрнста, Рене Магритта) выполняли свои работы под воздействием алкоголя и наркотиков. На мой взгляд, с почитателем сюрреализма произошло то же самое. Под воздействием добытого одному ему известному путями заветной дозы, этот «Руслан Т.», захумарив, и сел писать свой опус. Что из этого получилось, можете прочитать сами. Но лично я из всего им изложенного ничего не понял и не принял.
А. Мередов