СЕГОДНЯ НА САЙТЕ: В Ашхабаде состоялась премьера спектакля «Джапбаки» 02 Май 2024 г., 15:45В Туркменистане изучают применение молочной сыворотки в бионанотехнологиях 02 Май 2024 г., 15:41Эксперт Ильясов рассказал о перспективах в нефтегазовой сфере Туркменистана 02 Май 2024 г., 11:30В Туркменистане проведен конкурс ораторского искусства 02 Май 2024 г., 11:13Гурбангулы Бердымухамедов высоко оценил заслуги Героя Туркменистана Чинар Рустемовой 02 Май 2024 г., 10:44В Ашхабаде состоится концерт «Классический блеск» 02 Май 2024 г., 10:40

Шипы и розы
10 Июль 2014 г., 17:23

Как отнестись к тому, что человек, ностальгируя, пишет воспоминания. Это очень даже хорошо. Наши воспоминания, это наша история. История  учебы, трудовой деятельности, службы, история твоих родных, друзей. Это история твоей улицы, города. Об этом приятно и писать, и читать. Как в детстве мы зачитывались подобными мемуарами. Воспоминания великих полководцев, политических деятелей, актёров, писателей. Это всегда интересно, потому что, это внутренний мир тех, кого мы уважаем, любим, чтим.

И не всегда дорожки этих мемуаров-воспоминаний усыпаны лепестками роз. Нередко в них раскрываются такие странички, которые, словно, шипы вонзаются в существующую реальность из прошлого. И это, наверное, в какой-то мере справедливо, когда ты, прежде, не имея по различным причинам возможности, по истечении определенного количества лет, приоткрываешь странички истории для потомков. Но сказанное относится лишь к тем, кто имеет на это право. Право человеческое, моральное. И воспринимаются эти воспоминания, мемуары лишь тогда, когда в них нет предвзятости, передёргивания фактов, искажения сути происходившего. Когда они избавлены от субъективизма и чванливости.

Вот последнего то, как раз таки, как мне кажется, не удалось избежать И.Мехти, которая не так давно опубликовала свои воспоминания о нашем главном проспекте («Портрет исторического проспекта» - chrono-tm.org информационный ресурс Туркменской Инициативы по Правам Человека (ТИПЧ), «Хроника Туркменистана», Австрия), а затем и о здании главной библиотеки Ашхабада («Бетонный «Парфенон»). Если честно, после первого её рассказа о проспекте я и не думала писать эти строчки, подтолкнуло меня к этому второе её выступление.

Ничего не скажешь о тех фактах, которые с необычайной трепетностью и нежностью, рассказывает автор статей. В их познавательности для нынешней молодёжи нет сомнений. Но всю эту розовую дорожку так портят её неприкрытые шипы самомнения, чванливости, сарказма по отношению к современности, что всё прочитанное тут же сводится на «нет».

И не то пугает, что она иногда сравнивает несравнимое (к примеру, царских чиновников и нынешних), а то, что она пишет о том, чего сама не видела и не слышала.  И, естественно, допускает явный субъективизм и однобокость в подаче исторических материалов. Чем не нравится ей нынешнее озеленение пригорода, вспомните, что там было всего несколько лет назад - свалки, мусор.

А это пренебрежительное: «Но эта культурная жизнь, не надо забывать, была совсем не для местных туркмен, которых называли туземцами». Не сомневаюсь, что И.Мехти прекрасно осведомлена о литературных и культурных памятниках истории туркмен. И при всём при этом позволять себе такую фривольность. Думаю, многие деятели культуры и историки воспримут это также как и я. Да, новый Ашхабад возродился позднее, но он был и раньше и вовсе  не туземный.  В тот самый период культурная жизнь была, но не в упоминаемых Мехти заведениях, а в народе. И книги писались, и музыка сочинялась народная. И культурная жизнь в Ашхабаде была и взрастила прекрасных мастеров искусства

Не нравится  Мехти  что: «…вечерами проспект пустует, впрочем, как и весь город. Сегодня во всем чувствуется пафос богатеющей страны, которая на «газодоллары» стала наряжать Ашхабад в богатые одежды, но нравятся они лишь местным журналистам – подхалимам, обожающим эпитет «белый город»….»

Не хочется задевать автора, но, вероятно вечерами она никуда не выходит. А навешивать ярлыки на всех подряд это последнее дело. И потом, субъективный взгляд, не есть истина. Почитайте отзывы тех, а их масса, кто когда-то  выехал из Ашхабада и теперь просто не узнает его. Город превратился  из некогда отсталой окраины  империи в один из прекраснейших городов региона. А то, что изжившие свой век строения (хрущёбы) сносятся, может быть, ностальгирующим и не нравится. Понять их можно, если их детство и юность прошли именно там, но, уверен, что сами они жить  сегодня в этих хрущёбах, вряд ли согласились бы.

Лишь мельком, не желая принижать архитектурные достоинства здания главной библиотеки, Мехти упоминает о невыносимости там летнего чтения. «…Не работали кондиционеры и вентиляция. Но и зимой там не работало отопление. Сами библиотекари, не говоря о студентах, жаловались на многие неудобства. Элементарного буфета не было. Да, внешне респектабельное, архитектурно красивое, по тем временам диковинное для Ашхабада здание. Поэтому и было удостоено почетных наград…»

Что  хочется сказать в связи с этим. Если помните, когда то на окраине города стали возводить отели «Гара Алтын», «Мираб», «Мизан» - целый ряд «суперсовременных» зданий. Сейчас по прошествии некоторого времени и после появления гостиниц «Огузкент», «Ак Алтын», «Алтын Йылдыз», те прежние, смотрятся совсем по-другому, оказывается можно строить ещё лучше. Нет, вовсе не подумайте, что от всего прежнего надо избавляться. Просто надо понять, что время не стоит на месте, появляются новые вещи, возникают новые требования. Увеличивается население города. Растёт поток иностранцев, прибывающих в нашу столицу. Вспомните, ранее, кто из-за рубежа приезжал в Ашхабад…

Но  о старом, былом забывать и вправду не стоит. И спасибо тем, кто пишет на эти темы. Только стоит ли при этом колоть шипами тех, кто с тобой рядом, тем более, что они этого вовсе не заслуживают.

Тязегуль Гочяева