Убивать за убийство несоразмерно большее наказание чем само преступление
27 Июнь 2014 г., 12:40
В романе «Идиот» Федора Михайловича Достоевского пишется: «…во Франции всё головы рубят. Человека кладут, и падает этакий широкий нож, по машине, гильотиной называется, тяжело, сильно… Голова отскочит так, что и глазом не успеешь моргнуть. Приготовления тяжелы. Вот когда объявляют приговор, снаряжают, вяжут, на эшафот взводят, вот тут ужасно! Преступник был человек умный, бесстрашный, сильный, в летах. На эшафот всходил — плакал, белый как бумага. Разве это возможно? Разве не ужас? Ну кто же со страху плачет? Я и не думал, чтоб от страху можно было заплакать не ребенку, человеку, который никогда не плакал, человеку в сорок пять лет. Что же с душой в эту минуту делается, до каких судорог ее доводят? Надругательство над душой, больше ничего! Сказано: “не убий”, так за то, что он убил, и его убивать? Нет, это нельзя. Хорошо еще вот, что муки немного, когда голова отлетает.
Если, например, пытка; при этом страдания и раны, мука телесная, и, стало быть, всё это от душевного страдания отвлекает, так что одними только ранами и мучаешься, вплоть пока умрешь. А ведь главная, самая сильная боль, может, не в ранах, а вот, что знаешь наверно, что через час, потом через десять минут, потом через полминуты, вот сейчас — душа из тела вылетит, и что человеком уж больше не будешь, и что это уж наверно; главное то, что наверно. Вот как голову кладешь под самый нож и слышишь, как он склизнет над головой, вот эти-то четверть секунды всего и страшнее.
Убивать за убийство несоразмерно большее наказание, чем самое преступление. Убийство по приговору несоразмерно ужаснее, чем убийство разбойничье. Тот, кого убивают разбойники, режут ночью, в лесу или как-нибудь, непременно еще надеется, что спасется, до самого последнего мгновения. Примеры бывали, что уж горло перерезано, а он еще надеется, или бежит, или просит. А тут, всю эту последнюю надежду, с которою умирать в десять раз легче, отнимают наверно; тут приговор, и в том, что наверно не избегнешь, вся ужасная-то мука и сидит, и сильнее этой муки нет на свете. Приведите и поставьте солдата против самой пушки на сражении и стреляйте в него, он еще всё будет надеяться, но прочтите этому самому солдату приговор наверно, и он с ума сойдет или заплачет. Кто сказал, что человеческая природа в состоянии вынести это без сумасшествия? Зачем такое ругательство, безобразное, ненужное, напрасное? Может быть, и есть такой человек, которому прочли приговор, дали помучиться, а потом сказали: “ступай, тебя прощают”. Вот эдакой человек, может быть, мог бы рассказать. Об этой муке и об этом ужасе и Христос говорил. Нет, с человеком так нельзя поступать!»
Во Франции казни на гильотине, введённые во времена революции, существовали до второй половины XX века. После введения в 1981 году отказа от смертной казни, почти все гильотины в стране были уничтожены.
Впервые с 2009 года Европа и Центральная Азия стала регионом, свободным от смертной казни. Беларусь - единственная страна, до сих пор цепляющаяся за высшую меру наказания, однако в 2013 году в Беларуси не был исполнен ни один смертный приговор. Об этом говорится в ежегодном исследовании Amnesty International по проблеме смертной казни в мире.
По количеству казнённых Иран (не менее 369 человек) и Ирак (169) занимают, соответственно, второе и третье место в мире. Лидирует в этом списке Китай. На четвёртом месте в списке-Саудовская Аравия (79 казненных), на пятом - США (39), а на шестом - Сомали (34).
В рекомендациях ООН для Соединённых Штатов Америки (в 38 штатах применяется смертная казнь) особо отмечена необходимость отмены смертной казни, закрытия тюрьмы на базе в Гуантанамо, тщательного расследования случаев применения пыток и превышения полномочий силовыми структурами, борьбы с расовой дискриминацией и нетерпимостью, соблюдения прав мигрантов, меньшинств и коренных народов.
В Туркменистане с 1999 года отменена смертная казнь (Указ Президента Туркменистана от 28.12.1999 года №ПП-3003 «Об отмене смертной казни в Туркменистане»).
Необходимо отметить, что в УК Туркменистана также дополнительно были введены ряд изменений, в том числе о сокращении срока наказания за совершения тяжких преступлений от 20-ти до 15-ти лет.
Современная национальная модель туркменского государства основывается на присущих туркменскому народу национальных традициях человеколюбия и справедливости.
Укрепление туркменского государства, политическая стабильность в стране, гражданский мир, традиции уважения к законам, высокий уровень развития правовой и духовной культуры народа, твердая уверенность создают предпосылки для упрочения гуманизма в государственной уголовно-правовой политике и принятия беспрецедентного в истории азиатского региона решения о запрещении смертной казни в Туркменистане.
Важнейшая черта туркменской демократии – глубочайшее уважение к человеку, ко всем без исключения гражданам. В Туркменистане высшей ценностью общества и государства является человек-человек любой расы, национальности, вероисповедания. Государство ответственно перед каждым гражданином и обеспечивает созданий условий для свободного развития личности, защищать жизнь, честь, достоинство и свободу, личную неприкосновенность, естественные и неотчужденные права гражданина.