СЕГОДНЯ НА САЙТЕ: В Центре ОБСЕ в Ашхабаде обсуждены новые направления работы по предотвращению гендерного насилия 21 Ноябрь 2024 г., 12:25Талантливая молодежь Туркменистана отмечены высокими наградами 21 Ноябрь 2024 г., 12:13В Ашхабаде обсуждают ключевые аспекты присоединения к ВТО 21 Ноябрь 2024 г., 12:03Туркменистан и ЕС усиливают партнёрство для развития Транскаспийского коридора 21 Ноябрь 2024 г., 11:57В Министерстве образования Туркменистана состоялась встреча заместителя министра Азата Атаева с Кристиной Хемшайер 21 Ноябрь 2024 г., 11:46Победители и призеры международного теннисного турнира Ashgabat Open 2024 21 Ноябрь 2024 г., 11:41

Мозаика в городском ландшафте Ашхабада
27 Май 2014 г., 17:54

В архитектуре современного Ашхабада удачно сочетаются традиции восточного зодчества и достижения современного градостроительства. Есть и ещё одна особенность – в оформлении фасадов зданий всё чаще можно увидеть мозаику, созданную в национальных традициях туркменского народа, отражающую его историю и культуру.

Возникшая в далёкие времена, мозаика, выполненная из смальты (кусочков цветного непрозрачного стекла) и майолики (цветной керамики, покрытой глазурью), представляет собой богатый по художественным возможностям материал, который практически не подвержен воздействию времени. Украшение архитектурных сооружений орнаментальной майоликовой мозаикой с древности было распространено на Ближнем Востоке и в Средней Азии. Много прекрасных памятников такого искусства в Куняургенче, Мерве и Серахсе. Мозаика присутствует в декоре архитектурного памятника в Анау – мечети Сейит Джемалетдина, портал которой украшен майоликовым изображением двух драконов. 

В архитектуре современного Ашхабада можно назвать много удачных примеров использования мозаичных панно, которые органично вписываются в ансамбли жилых и административных зданий столицы. Мозаичные панно на зданиях Культурного городка, удачно вписавшиеся в архитектуру жилых домов благодаря правильно найденному соотношению размеров панно и зданий, украшают комплекс, придают ему праздничный вид. Разные по художественному решению, их объединяет ярко выраженный национальный колорит и традиции народно-прикладного искусства. 

В работе «Мирас» показан общий взгляд на искусство Туркменистана, отражение истоков художественного творчества в архитектуре, ковроткачестве и ювелирном искусстве, которые являются предметом гордости туркменского народа. В композиции «Той» используются сложные переплетения орнаментов «гапылык» и «энси». Динамичный танец джигитов и национальные музыкальные инструменты, изображённые на светло-золотистом фоне, создают атмосферу праздника. Яркая картина природы в мозаичном панно «Тебигат гёзеллиги» даётся в обрамлении орнамента туркменского ковра. Белый мрамор, которым облицованы стены зданий, – прекрасный архитектурный фон, выявляющий «фигуру» мозаичных панно и придающий особую торжественность. Мозаичные панно издали смотрятся чётким красочным силуэтом как ковёр, свидетельствуя о широком диапазоне художественных средств монументального искусства. 

Мозаичные панно на зданиях экономического городка, выполненные художниками-монументалистами М.Байрамовым и Ч.Сарыевым, являются новаторским воплощением синтеза изобразительного искусства и современной архитектуры. Это панно коврового типа с изображением орнамента, главными элементами которого являются основные и дополнительные гёли. Применение узоров туркменского ковра позволило выработать новую функцию их в открытом пространстве окружающей среды. 

Шесть мозаичных панно – «Nagys», «Gulýaka», «Аk ýup» и другие объединяют вековые традиции, продолжающие жить в туркменском искусстве и радующие глаз национальным своеобразием, рождённым новой действительностью и обладающим притягательной силой воздействия.