Весна в горах
20 Май 2014 г., 16:55
Апрель – лучшее время года в Туркменистане. Это разгар красивой, но короткой туркменской весны, которая на этой стадии продолжается всего 2-3 недели, а после буквально на глазах зеленое покрывало предгорий приобретает песочный цвет.
От того весна лучшее время для отдыха на природе и экскурсий, тем более, что у нас есть много интересных и красивых мест.
Сайван
По дороге в Беурме величаво возвышается гора Учкую, пологая гора, фактически отдельный хребет. Тогда в начале апреля на ее вершинах еще лежал снег, яркой белизной переваливаясь на солнечном свете. Предгорья тут не отличаются богатством пейзажей, скудная растительность, типичная полупустыня, да еще с обилием бытового мусора (свалка рядом?) – целлофановых пакетов, пластиковых бутылок и прочего бытового отхода. Но сворачивая к горам, проезжая вглубь картина меняется. Беурме окружают лесистые горы. На склонах редколесья переходят в рощи из арчи, клена, множества кустарников, но это на верху, а в низу дорога пролегает по долине с каменистыми участками.
Горы Экиз (близнецы) – как природные ворота в горный мир. Между этими похожими друг на друга вершинами в узком проходе пролегает дорога выше в горы. Одна из гор внешне напоминает знаменитый Айыдаг в Крыму.
Вдоль дороги свои воды быстро несет ручей Беурме. На его берегах практически нет древесной растительности. В местечке Ленгер ручей расходится с дорогой. Здесь, как и почти все копетдагские речки начало ему дает родник, возникший у подошвы водораздельных хребтов, где в разломах наблюдаются выходы подземных вод.
Дорога поднимается все выше, и пейзаж становится более интересным. На склонах все чаще встречаются редколесья арчи, тамарикса и различных кустарников.
Дорога ведет к перевалу, на высоте порядка 950 метров. За ним цепочка горных сел – Сайван, Дешт и другие.
Наша группа расположилась у последнего перед перевалом бокового ущелья хребта Гозылдаг, на зеленой лужайке. Ущелье радовало глаз богатством зеленных красок и древесной растительности, правда картину портил бытовой мусор отдыхающих, и обилие коровьего навоза в нижней части ущелья.
Сидеть не было ни какого желания, и мы с приятелем решили взобраться на вершины ущелья. Склоны были достаточно круты, а вершины пологи, напоминая чем то миниатюрное плоскогорье. По началу дорога была не такой сложной. Но чем выше тем, становилось все круче. Порой дорогу преграждали каменные глыбы, по которым, приходилось карабкаться. Ветер и вода превратили скалы в достаточно хрупкую породу и под ногами выступы нет, нет ломались. Не самые приятные моменты.
Погода стояла теплой, солнечной. Ветровка еще рано утром бесхозно опоясала плечи, но и в одной футболке было жарко. Поразительным контрастом при такой погоде стали не большие участки вершин гор, покрытые снегом. Температура 25 градусов тепла – и снег!
Уже почти в самом конце пути «посчастливилось» попасть внештатную ситуацию. Сначала пришлось карабкаться по очень крутой ложбине усыпанной каменными глыбами. Из под ног образовывался настоящий камнепад. Хватаясь за кусты и скалы, наконец, то удалось взобраться, на казалось бы, финишную прямую. Но не тут то было. До вершины было метров 30-40 крутого, практически лишенного растительности склона усыпанного мелкой щебенкой. Обувь на ногах была самая неудачная – кеды с абсолютно гладкой подошвой, которые с учетом размера ноги стали настоящими лыжами. Проползя метров 10-15, пройти дальше не получалось. Щебенка предательски съезжала из под ног. Тут бы резким броском по склону, но сказался самому мне неясный личный принцип «без крепкой ноги, второго шага нет». Так я и оказался в комичной наверно со стороны ситуации, ухватившись рукой за корень, а ногой упершись в пень арчи, лежа при этом на склоне крутизной градусов 25-30. Лишь с товарищеской помощью и то с третьей попытки (залезть по такому склону было куда легче, чем спуститься) удалось, наконец, то оказаться на вершине.
Обратный путь был куда легче, по гребню горы, а после по склону густо заросшего кустарником. Хоть склон и был крут, но спускаться было не так сложно, благодаря почве и травянистому слою под ногами.
Спустившись, перекусив стали собираться в обратную дорогу и тут еще одно редкое природное явление. В спину неожиданно задул сильный холодный пронизывающий ветер. Ветровка с капюшоном на голове не спасала, было зябко. На небе появилась дымка, которая становилась все гуще. Наверху казалось, что это туман, но спускаясь вниз на обратном пути, стало очевидно – пыльная буря. Уже внизу видимость была всего несколько сотен метров, а ветер штормовой. Кто мог подумать, ведь утром было солнечно и даже жарко, а на обратном пути даже в салоне автомобиля было достаточно холодно.
Секизяб.
В конце апреля, наконец, то удалось побывать в одном из самых моих любимых мест – Секизябе, при чем, дважды. Первый раз это была сборная группа, а во второй «соблазняя» фотографиями и рассказами удалось организовать рабочий коллектив.
Ущелье Карагачи, по которому протекает речка Секизяб, пожалуй, самое лесистое в Центральном Копетдаге. Несмотря на рекордные высоты эта часть Копетдага бедна поверхностным стоком, и лесистых ущелий, таких, как в Западном Копетдаге здесь практически нет.
До 2007 года добраться сюда было крайне сложно из-за пограничного режима. Допуск был возможен только по пропуску. В последующем пропуска были отменены, но для поездки было обязательным наличие паспорта. Не доезжая поселка 1-го Мая располагался погранпост.
В конце 2012 или в начале 2013 года исчез и пост. Раньше про Секизяб, Гермаб почти ни кто не чего не знал, отдыхающие тут были разве, что заядлые горцы. Теперь в выходные дни тут (в Гермабе в частности) десятки отдыхающих, что правда имеет и отрицательную сторону.
Свернув с гермабской дороги, едем дальше. Дорога в чем то экстремальна, проедет не каждая машина, важны и навыки водителя при езде на таких дорогах. Дожди образуют глубокие вымоины, перепады. Местами машину наклоняет под 50-60 градусов.
После 2 часов пути из Ашхабада, наконец, то приехали. Перед глазами открывается ущелье, правильнее наверно назвать узкая долина с древесными рощами и зарослями кустарников.
Расположились, перекусили. Взяв собой не большой поек и питье двинулись вверх по ущелью. По началу дорога пролегает по узкой тропинке среди осыпей и скал. Перейдя ущелье, взбираемся на другую сторону и по тропинке по краю обрыва ущелья продолжаем путь. По одной из входящих ложбин вновь спускаемся вниз, и тут начинается самое интересное. Предстоит раз 10-12 переходить речку вброд, местами идти почти по пояс воде среди густых зарослей ежевики, где то карабкаться на выступы высотой несколько метров. По пути встречаются пороги, своеобразные природные плотины с не большими озерцами. От деревьев инжира исходит душистый аромат, в сочетании с влагой и прохладой. Потом вновь по каменным глыбам и финиш – не большой водопад, высотой метра четыре.
Вода хоть и холодная, но к ней быстро адаптируешься. Есть место, и позагорать и попрыгать с выступа у водопада, и окунутся в природное «джакузи».
В последней раз за несколько дней до приезда по ущелью прошла сель и как видно достаточно сильная. Местами кусты ежевики смыло или занесло илом. Да и вода была мутнее обычнее.
Живность
Лет сто назад здесь наверно водились стаи кабанов, а где-нибудь притаившись, добычу выжидал леопард. Сегодня встретить тут подобных представителей фауны можно с, пожалуй, нулевой вероятностью. Три раза повстречались змеи, правда они шустро уползали, и опознать их не получалось. Все три, судя по всему были из разряда, не ядовитых. Одна из них коричневого окраса размера меньше среднего. Вторая не большая змейка с желтым и черным раскрасом. Третья же повстречалась совсем неожиданно и уползла, прям из под ног. Это была змея крупных размеров. От неожиданности не удалось ее рассмотреть, на большой скорости они скрылась в речке.
В Секизябе много речных крабов, есть и рыба – восточная быстрянка. Это не большая рыбка, редко достигающая размером 15 сантиметров, не имеет промыслового значения. В участках речки с не сильным течением достаточно многочисленна. По пути, кстати, повстречались и «рыбаки», поймавшие рыбешек пять.
Очень много черепах. Они везде, самого различного возраста от совсем крохотных до крупных особей. Конечно же, и многочисленные ящерицы, правда, крупная встретилась лишь однажды (геккон?).
Экология
Увеличивающееся поток отдыхающих дает о себе знать. Особенно тот факт, что если раньше это были так называемые «горцы», которые не позволяли себе мусорить, то теперь это в массе своей скажем так городские пикничники, оставляющие после себя кучу мусора – стеклянные и пластиковые бутылки, пакеты, пластиковую посуду.
Пасущиеся коровы еще один природный раздражитель. Нижняя часть ущелья бедна травянистой растительностью, так как выпас здесь регулярный, чего не скажешь о средней и верхней части с травянистыми полянками, куда из-за труднодоступности коровы не доходят.
Вообще в этом прекрасном уголке, кажется, сложно мусорить. Я даже скорлупу от фисташек складировал в карман, а металлическая банка от пива в сумке из под фотоаппарата заняла его место.
Статья из сайта: Aşgabat.net