Волков, Ханамов и китайская «крыша»
17 Май 2014 г., 18:20

Президент Туркменистана в мае нынешнего года с официальным визитом посетил Китай. По итогам переговоров подписан ряд документов, предполагающих дальнейшее развитие взаимовыгодного сотрудничества, а также диверсификацию экономических связей. Визит плановый, готовившийся заранее. Все и всё о нём знали наперёд. Но что же такое произошло, что к нему внезапный и пристальный интерес проявили представители так называемой оппозиции, и ряда зарубежных электронных средств массовой информации, в том числе российских.
«Столь скорый визит Бердымухамедова в Китай, возможно, связан с опасениями того, что российская сторона может добиться расширений сотрудничества с Китаем по газовому вопросу, в ущерб экономическим интересам Туркменистана»,- писали в дни визита авторы на новостном сайте «Вести - Экономика» (Россия). Что ж, автор пожелавший остаться неизвестным имеет право высказать своё видение развития ситуации. Только, как уже было отмечено выше, республика ни с кем и ни в чём, не соревнуясь, планомерно и уверенно ведёт свою внешнеполитическую деятельность. И о готовящемся визите в Китай президента Туркменистана можно было, конечно же, при желании вычитать в любом дипломатическом вестнике. Так что «скорым» он никак оказаться не мог. И «опасений» насчёт того, что «…российская сторона может добиться расширений сотрудничества с Китаем по газовому вопросу, в ущерб экономическим интересам Туркменистана»,- нет, и не было. А если уж расставлять все факты в календарном порядке то, вырисовывается совсем иная картина. Визит президента Туркменистана был согласован задолго до украинских событий.
А если уж вспоминать историю развития газовых взаимоотношений Китая с российскими партнёрами и Туркменией. То и здесь картина выглядит не совсем так, как пытаются её «показать» некоторые, теперь. Первая нитка, протяжённостью более двух тысяч километров, начала работать аж в 2009 году, доставляя в Китай газ с газовых месторождений Туркменистана через Узбекистан и Казахстан. К примеру, только в прошлом году в Китай через CASGP было поставлено 27 млрд. куб газа. К 2020 году мощность планируемых четырёх веток достигнет 80 млрд. куб. м. в год, и это составит более 40 процентов импорта газа в Китай.
На участке «Багтыярлык» в Туркмении расположено одно из крупнейших в мире месторождений сернистого газа- «Самандепе». Запасы месторождения составляют около 1,3 трлн. куб. м. CNPC получила лицензию на разведку и добычу газа, корпорация является единственной иностранной компанией, добывающей газ на суше Туркмении.
Чисто экономические аспекты именно таковы. Однако кое-кому, очевидно, неймётся привнести в эти дела политическую составляющую. «…Ещё совсем недавно от внешних угроз Туркмению защищали «газовый резервуар» и статус нейтралитета»,- пишет в своей статье «Понадобится ли Ашхабаду китайская «крыша»», опубликованной на сайте русской редакции «Немецкой волны» некто Волков и пытается «предупредить» Ашхабад, что он должен учесть последние «…внешние изменения».
А последние изменения по Волкову, если в двух словах, это «афганская угроза» и «внеблоковость» республики. Ничего нового. Всё остальное - предположения советников и экспертов Волкова о том, куда же примкнёт «испугавшийся», да к тому же «…не имеющий своей армии Ашхабад». Упомянуты все - и НАТО, и ОДКБ, и ШОС с Китаем. Приплели сюда и никчёмные, пустые «советы» беглого террориста, выдающего себя за оппозиционера Ханамова.
Понятно, что Волковым и Ханамовым, очень уж и выгодно нагнетание страстей вокруг республики, но, наверное, пора изобрести им что-нибудь новенькое, а если нет на то умишка, пусть сочиняют продолжение сказок для детей от Шахерезады. Судя по всему, это у них должно получиться лучше.
Сергей Матросов.