СЕГОДНЯ НА САЙТЕ: Что покажут в театрах Ашхабада в эти выходные Сегодня, 08:59В Центре ОБСЕ в Ашхабаде обсуждены новые направления работы по предотвращению гендерного насилия 21 Ноябрь 2024 г., 12:25Талантливая молодежь Туркменистана отмечены высокими наградами 21 Ноябрь 2024 г., 12:13В Ашхабаде обсуждают ключевые аспекты присоединения к ВТО 21 Ноябрь 2024 г., 12:03Туркменистан и ЕС усиливают партнёрство для развития Транскаспийского коридора 21 Ноябрь 2024 г., 11:57В Министерстве образования Туркменистана состоялась встреча заместителя министра Азата Атаева с Кристиной Хемшайер 21 Ноябрь 2024 г., 11:46

Араб, Гырат и парады Победы
12 Май 2014 г., 17:08

В последнее время нередко приходится сталкиваться с излишней политизацией всенародных праздничных торжеств.

Нечто подобное в эти дни просматривается в интернет пространстве в связи с празднованием дня Победы 9 мая. Сколько всего понаписано и выплеснуто “грязного” с связи с этим праздником. Просто диву даёшься. И всё с “заумными” заключениями, “красивыми” фразами. Но как бы там ни было вся эта брань оказалась лишь незначительной струйкой в общем огромном потоке благодарственных откликов и прекрасных воспоминаний о Великой победе. К огромному моему сожалению, неизвестный мне автор, (аноним),  разместив на страничках сайта  “Мои года.ру. (Россия)”, материал с красивым названием “Одна на всех..?”, также констатирует выше обозначенный мною тезис о политизации праздничных торжеств, на сей раз связанных с 9 мая.  Почему я сожалею о том, что автор не решился раскрыться? Лишь потому, что он прав в главном, и именно за это его хотелось бы поблагодарить напрямую.

“Победа в Великой Отечественной войне за двадцать с небольшим лет, прошедшие с момента появления независимой России, стала, пожалуй, главной основой нашей идентичности. Так, будто это единственное свершение российского многонационального народа в ХХ веке, о котором вообще стоит вспоминать. Причем именно российского - мы сами не заметили, как приватизировали эту победу, старательно оттерев от неё всех сопричастных”,- пишет автор статьи. И с этим сложно не согласиться.

Кто станет скрывать, что практически всё происходящее в современной России так или иначе сказывается на её ближайшем окружении, “ближнем” зарубежье как выражаются современные политики. Период “лихих 90-х”, когда в России уничтожалось всё прошлое и не выстраивалось никакого будущего, не мог не сказаться и на ситуации в республиках.  Эти “разрушения”  коснулись и  (считавшихся тогда ненужным  наследством застойных времён) мероприятий по проведению праздничных торжств, связанных с днём Победы. В России они некоторое время были по запретом. И если об этом забывают в России, то чего же теперь удивляться, что во многих республиках этот праздник отмечают “не так”, а кое где и вовсе его не празднуют.

Аноним, пробежавшись своим “анализом”, по тому как празднуют день Победы в бывших союзных республиках, задел и Туркмению. Собственно, это и побудило меня взяться за перо. “Еще сложнее с этим праздником в Туркмении. При Сапармурате Ниязове отмечать 9 мая одно время было практически запрещено. Сейчас же День Победы празднуется повсеместно. Впрочем, в этот же день отмечается не менее важный для некогда кочевого народа праздник - день туркменского скакуна”,- пишет он в своей статье.

Насчёт “запрета” при Ниязове этого никто в республике не помнит лишь потому, что такого просто не было. А то, что парадов некоторое время не было так это, как было отмечено выше, “друг-аноним”, претензии не к нам. Хотя и тогда в республике празднования проходили повсеместно, как и сейчас. Ветераны войны в Туркменистане никогда не были обделены в этом плане вниманием, в том числе со стороны государства. К примеру, уже многие годы, к каждому дню Победы им выдаётся денежное вознаграждение.  То же самое делается, насколько мне известно, и в соседнем Узбекистане.

Теперь о скакуне. Во-первых, к сведению “друга-анонима”, государственный праздник скакуна отмечается в республике не 9 мая, а в апреле. Во-вторых, прежде чем браться даже за самый поверхностный анализ, стоило бы прежде обратиться к истории, хотя бы  к новейшей. Из древней же истории туркмен, а это уже доказанный факт и не кем нибудь, а выдающимися российскими исследователями, туркменский народ вовсе не “...некогда кочевой”. Блестящие учёные археологи Сарианиди,

посвятившие изучению исторических памятников Туркменистана свои жизни, вполне убедительно, что подтверждено на многих международных симпозиумах и конфенренциях, доказали, что у туркмен довольно таки древняя история государственности.

Что же касается новейшей истории. Вот, что писал “Интерфакс” несколько лет назад во время праздничных торжеств, посвященных празднованию  65-летия дня Победы. Приведу выдержку без изменений: “На Параде  Победы строй иностранных участников закрыла рота из Туркмении (68 военнослужащих) во главе с командиром, который проехал по красной площади на жеребце. Сбруя коня-серебро, покрытое золотом, его всадник П. Байрамдурдыев. Имя коня- Гырат. Примечательно, что этот конь-правнук того коня маршала Жукова, который изображён на памятнике перед Историческим музеем. Именно на этом коне по имени Араб маршал Жуков принимал парад Победы 1945-го года”.

Российский искусствовед, культуролог Сергей Кираджали в своих комментариях к этой заметке написал: “Для Парада Победы такой жеребец- действительно символическая деталь. Чистокровные кони являются гордостью любого народа наравне с техникой...”

К словам Кираджали и добавить нечего.

Юлиана Половнякова