Жизнь не по-советски или что же такое государство?
13 Февраль 2014 г., 15:53
Не по-советски вот уже 23 года живут 15 республик бывшего Союза. Так всё случилось в августе 1991-го. И это надо принимать как данность. Те республики, которые ещё во времена Союза имели членство во многих международных организациях, в том числе в ООН, оказались в более выигрышном положении. Другим же, пришлось всё начинать с нуля.
После обретения суверенитета и независимости и Туркменистан стал равноправным членом мирового сообщества наций. Каково было начинать знают те, кому пришлось решать все эти проблемы у самых истоков. Не имея практически ни одного государственного института, решавшего международные вопросы, на ходу приходилось заниматься и чисто житейскими вопросами, скажем,- выезд граждан, выдачи им зарубежных паспортов и т.п. Многие документы уже тогда, иными строгими пограничниками зарубежья, воспринимались как «филькина грамота». Нет своего МИД-а, нет внешне-экономических структур, нет миграционного министерства, из-за оттока кадров в «полуразвалившемся» состоянии правоохранительная сфера. Вот так начиналась жизнь не по-советски не только для Туркменистана, но и для многих других республик. Разорвавшиеся в одночасье торгово-экономические отношения осложняли жизнь и быт обыкновенных граждан.
Но было и другое.
Жизнь не по-советски впервые показала жителям республики, что свои проблемы на месте можно и нужно решать самим. Наконец-то, получив доступ, оказалось возможным пользоваться богатыми природными ресурсами самим, а не с подачи из Центра. Стало возможным вкладывать эти средства в строительство, на социальные нужды. Жизнь по-советски, с окриками с высоких трибун типа «…да вы, нахлебники. Вас кормишь, кормишь, а отдачи ноль…»-, постепенно стала уходить в прошлое.
Драконовские реформы, начатые бывшим Центром в 90-е, на месте были смягчены, на основе продолжавших жизнь предприятий, дабы сохранять рабочие места, стали возводиться не-советские заводы и фабрики. Производившиеся более миллиона тонн ценнейших сортов хлопка, и ранее передававшегося в распоряжение Центра, пошли на переработку в возведенные не по-советским, а по мировым стандартам текстильные комбинаты. Выращиваемые собственными силами зерновые, позволили республике решить сложнейшую задачу-обеспечение населения хлебопродуктами. Всё добываемое на полях добро поступало в не-советские, а в выстроенные по тем же мировым стандартам зернохранилища. И так, было в каждой отрасли народного хозяйства. В каждом районе, в каждом хозяйстве. Республика зажила своей не-советской жизнью. А в 1995 году более 185 стран мирового сообщества поддержали инициативу Туркменистана быть нейтральной страной.
Статус нейтралитета, как это пытаются изобразить в своих пасквилях отдельные недобросовестные комментаторы и журналисты, вовсе не означает самоизоляции и ограждённости республики от других. Дружеские связи сохранены со всеми бывшими республиками, налажены отношения с ближайшими соседями - Ираном, Афганистаном и другими странами. Да, что-то может ещё не так получается, над чем-то приходится работать. На то это и государство, чтобы оно совершенствовалось. Но это вовсе не означает, что оно должно идти по подсказке или тем паче по велению из -вне. Пытаются это делать чаще те, которые привыкли (а может и не хотят отвыкнуть) к жизни по-советски. Такие, позабыв, что они уже в совсем ином государстве, приезжают в республику как в свою прежнюю епархию и пытаются навязывать чуждые населению идеи и различные программы. Извините, но мы уже не те, что привыкли к жизни по-советски. Население, насмотревшись на раздоры и кровопролитие на стороне, вовсе не желает быть втянутыми во что-то подобное. Туркмены умеют извлекать уроки из чужих ошибок и по мере возможностей исправляют свои.
Взявшись оценивать то или иное государство, тем более по каким-то надуманным критериям и индексам надо бы быть по осторожнее. А если такие, как, например, Алексей Токарев (сайт издательского дома «Коммерсантъ», Россия) не совсем разбираются в понятиях типа государственности и как следует оценивать это, хочу напомнить, что государство – это основное средство осуществления политической власти, центральный институт политической системы. Термин «государство» употребляется в узком и широком значениях: в узком значении- как институт государства, как носитель государственной власти, противостоящей «обществу», в широком значении – как государственно оформленная всеобщность, союз граждан, как община. Здесь его смысл охватывает и «государство» (в узком смысле), и «общество». Основные атрибуты –территория, население, публичная власть.
Внутренние функции –экономическая, социальная, организаторская, правовая, политическая, образовательная, культурно-воспитательная и др.
Внешние функции: взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами в эконмической. Политической, культурной и других сферах, а также функция обороны страны.
Обороноспособность, суверенитет, независимость, территориальная целостность, составляют национальную безопасность.
А если уж Алексей Токарев взялся рассуждать о качестве государства, то хотелось бы ему напомнить слова его соотечественника, русского философа, правоведа Павла Новгородцева, который ещё в начале прошлого века предупреждал: «Нередко думают, что провозглашение всяких свобод и всеобщего избирательного права имеют само по себе некоторую чудесную силу направлять жизнь на новые пути. На самом деле то, что в таких случаях водворяется в жизни, обычно оказывается не демократией, а смотря по обороту событий, или олигархией или анархией».
А насчёт «туркменской повозки», как он себе неуместно позволил пошутить, то могу заверить, что персональная повозка, обгоняющая все виды «ЛАД» для Алексея Токарева в Туркменистане всегда найдётся.
Сравнивать те или государства дело не простое. Это, очевидно, всё равно, что сравнивать булыжник с красной площади и камень из пирамиды Хеопса. Оценивать какие-то отдельные направления деятельности государств, может, ещё и было бы понято, а так, тем более со ссылкой на «экспертные» выводы не солидно. Тем более для такого издания.
Огулсапар Реджепова, философ