СЕГОДНЯ НА САЙТЕ: В Центре ОБСЕ в Ашхабаде обсуждены новые направления работы по предотвращению гендерного насилия 21 Ноябрь 2024 г., 12:25Талантливая молодежь Туркменистана отмечены высокими наградами 21 Ноябрь 2024 г., 12:13В Ашхабаде обсуждают ключевые аспекты присоединения к ВТО 21 Ноябрь 2024 г., 12:03Туркменистан и ЕС усиливают партнёрство для развития Транскаспийского коридора 21 Ноябрь 2024 г., 11:57В Министерстве образования Туркменистана состоялась встреча заместителя министра Азата Атаева с Кристиной Хемшайер 21 Ноябрь 2024 г., 11:46Победители и призеры международного теннисного турнира Ashgabat Open 2024 21 Ноябрь 2024 г., 11:41

Гермабцы
10 Февраль 2014 г., 16:22

article585.jpg

Рассказ офицера-пограничника о прекрасном местечке Гермаб, затерянного среди Копетдагских гор, воспоминания старожилов поселка - Валентины Анатольевны Кириловой и Евгения Григорьевича Кузнецова.

Поселок Гермаб (первоначально Михайловский) возник в 80-х годах позапрошлого века на месте заброшенного не большого персидского аула. Расцвет жизни в поселке приходится на 20-ые начало 30-х  годов прошлого века, когда в нем проживало около 100 жителей, - преимущественно переселенцев из центральных районов России. Поблизости в Куркулабе, Сюлюкли и Зиновьевке поселились молокане-староверы, отличающиеся отчужденностью и закрытостью своей жизни.

 
Жители Гермаба на отдыхе
 
В 1929 году поселок пережил разрушительное землетрясение, погибло около 15 жителей. Разрушенной оказалась главная архитектурная достопримечательность поселка – православная церковь, одна из самых южных в бывшей Российской империи. Жизнь поселка была тесно, связана с пограничниками, с начала с пограничниками-казаками, а в последующем советскими стражами границы.
 
В последующем поселок начинает постепенно вымирать. Сначала уезжала молодежь, а потом целые семья. Колхоз пришел в упадок, зерно больше не кто не выращивал, и развороченные временем комбайны «Нива» стоят по сей день. К началу 90-х прошлого столетия в поселке жили лишь несколько стариков-старожилов, прожившие на этой земле всю жизнь.
 
Сегодня Гермаб практически поселок-призрак. Здесь нет постоянного населения. Проживают несколько семей, следящие за садами и не большим стадом.
 
В социальной сети «Одноклассники» Аллой Ермоновой, потомком жителей поселка была создана группа «Гермаб – родина наших предков». В группе размещены уникальные фотографии, которые визуально могут сопровождать рассказ нашей героини Валентины Анатольевны Кириловой или бабы Вали, как называл ее пограничник, опубликовавший ее воспоминания.
 
Общепоселковый субботник
 
На фотографиях мы видим и дружную  жизнь в поселке, о которой, особенно с большой ностальгией вспоминала баба Валя, где все жили – как одна большая семья. Здесь и общепоселковые субботники, на которые выходили все дружно и разом. На фотографиях – быт и отдых селян, прекрасная речка Секизяб, прохладное ущелье Карагачи. Мы видим и проводы на фронт в годы Великой Отечественной, о которых также рассказывала Валентина Анатольевна. А самое главное на фотографиях наша героиня – молодая, в расцвете сил девушка Валя, которая проживет в этих местах всю жизнь, посвятив её этой чудной долине.
 
Первая с лева во втором нижнем ряду  Валентина Анатольевна Кирилова
 
Приятно было, что на рассказ, опубликованного  на нашем сайте, откликнулись люди лично знакомые и с бабой Валей и Евгением Кузнецовым, ныне проживающие за тысячи километров от этих мест, но сохранившие в своем сердце любовь к туркменской земле и ностальгические воспоминания о прекрасном уголке Туркмении – Гермабе.
 
С 2007 года, когда был упрощен пограничный режим в окрестностях Гермаба, его все больше и больше посещают туристы. Особенно красиво здесь весной, но и летом в разгар зноя и жары в долине зеленеют альпийские лужайки, разливаясь на рукава, несет свои кристально чистые воды Секизяб. Посетив Гермаб, невозможно не захотеть посетить его второй раз.
 
Гермабцы. На фотографии добрая половина жителей поселка
 
Наверно именно здешняя красота природы зарождала в людях столь сильную любовь к этой земле.
 
Ныне коренные жители поселка покоятся на здешнем кладбище, которое едва угадывается. Деревянные кресты сгнили, могилки размыло и о том, что здесь кладбище указывает лишь тройка металлических крестов.
 
Но потомки гермабцев сохраняют память о своей малой Родине, о родине своих близких, о благодатной туркменской земле вскормившей их близких в суровые годы первой половины прошлого века.