Вечная память павшим героям
12 Январь 2014 г., 13:05
Начиная с 1991 года, 12 января в Туркменистане отмечается как национальный День памяти, установленный в честь защитников Геоктепинской крепости и всех туркменистанцев, погибших в боях за свободу и независимость Отчизны. Сегодня на месте Геоктепинской крепости стоит величественная мечеть. В Хатыра гюни сюда стекаются люди, чтобы отдать дань героическим предкам. По всей стране в этот день приспущены государственные флаги, будут отменены развлекательные телерадиопередачи, в мечетях и православных храмах проводятся молебни и ритуальные трапезы.
В музеях страны проходят тематические выставки, посвященные драматической странице в истории туркменского народа.
Покорение текинцев было трудным. Текинцы отлично владели оружием и были большими мастерами рубиться, так что им не было почти равных соперников во всей Азии. Ко всему они были смелыми и лихими наездниками. Свою независимость текинцы не раз отстаивали: в 1855 году они наголову разбили армию хивинского хана, а еще через шесть лет - иранское войско. Русские отряды потерпели поражение в 1879 году под текинской крепостью Геок-Тепе, и только после почти месячной тяжелой осады войско под командованием генерала М. Д. Скобелева смогло добиться успеха...
В августе 1879 года Ахал-Текинская экспедиция находилась в полном разгаре. Передовые отряды российской армии были уже на подступах к Ахалу, когда командование войсками принял генерал-майор Ломакин. Торопясь отличиться, он немедленно двинул все силы на Геоктепе, где собрались жители Ахала. 28 августа начался штурм крепости. Вооружение было несопоставимым: против батареи конно-казачьей артиллерии, ракетной сотни, артиллерийской бригады, батареи горных орудий, закаспийской полевой батареи туркмены смогли выставить всего одну пушку, стреляющую каменными ядрами. Однако когда дело дошло до рукопашной, царские войска дрогнули и отступили, а наутро начали отходить.
В январе 1880 г. начальником II Ахал-Текинской экспедиции был назначен генерал Скобелев. Он начал с того, что организовал в с. Бами (100 км. от Геоктепе) базу для наступления. Совершив 1 июля 1880 г. рейд к стенам крепости, он писал в донесениях, что против него действуют не только текинцы, но и гёклены, нохуры, йомуды. В конце 1880 года Скобелев двинул войска к Геоктепе. После 20-дневной осады, 12 января 1881 года русская армия пошла на штурм крепости. В стенах были пробиты бреши артиллерийскими снарядами и минами. Часть конных туркмен вырвалась за оцепление и ушла в степь, но основная часть защитников полегла в крепости.
Защитники Геоктепе оказывали стойкое и решительное сопротивление, а также совершали нападения на врагов. В первой вылазке они изрубили 5 офицеров и 120 нижних чинов, захватили знамя Апшеронского батальона. В следующей - пострадал батальон закаспийцев и захвачено горное орудие, которым осажденные не смогли воспользоваться.
28, 30 декабря и 4 января 1881 г. защитники Геоктепе организовывали массовые ночные диверсионные вылазки с холодным оружием в руках, в которых участвовали соответственно 4, 6 и 12 тыс.человек, причем не только мужчины, но и молодые женщины и подростки. Это делалось в первую очередь для захвата оружия и патронов, которых катастрофически не хватало.
Писатель Евгений Марков, посетивший Туркмению в 1900 году, назвал Геоктепинскую крепость «древней Спартой, которая заменяла стены храбростью своих сынов». Один из русских казаков, участник кампании 1880-1881 гг., сказал писателю следующее: «Текинцы молодцы! Казакам нашим, где ж до них, хоть и те ничего народ! Чего лучше - один против наших пятерых бьется и не сдастся никогда». Сам Е. Марков восхищался туркменами, называл их «орлами», «барсами», «львами». Он писал о внешнем облике туркмен: «Все это большею частью атлеты огромного роста, плечистые, сухие, мускулистые. Самые храбрые русские солдаты, увешанные Георгиями и собственными руками забравшие этот край, откровенно признавались мне, что на одного текинца всегда было нужно несколько русских…».
Генерал Н.И.Гродеков в 1883 г. особо отмечал: «Не было высшего преступления, как изменить своим, и потому никто не сомневался, чтобы кто-либо из их среды мог быть изменником. И действительно, во время войны с текинцами мы не имели ни одного лазутчика из их среды, вследствие чего кампания 1879-81 годов в ряду среднеазиатских войн стоит в исключительном положении».
Ни один сосед не мог покорить туркменские племена полностью. Так как никакая сила не может ни победить, ни сломать свободолюбивый народ Туркменистана.