"Россия предлагает участие в мегапроектах всего Каспийского региона"
25 Май 2015 г., 16:19
В Астраханской области стартовал амбициозный проект по организации особой экономической зоны. Пока еще не успели обустроить границы будущей зоны, да и управляющая компания приступила к работе всего пару месяцев назад, а возможность разместить свои производства всерьез рассматривают компании со всего мира. Консультации уже проводятся с китайскими, немецкими, индийскими бизнесменами. О ходе реализации проекта по обустройству особой экономической зоны (ОЭЗ), дал разъяснения губернатор Астраханской области - Александр Жилкин.
Почему решение о создании ОЭЗ было принято именно сейчас?
Идея создать особую экономическую зону в нашем регионе — это не дань моде. Как вы знаете, сегодня в Каспийском бассейне идет активная разработка нефтяных и газовых месторождений всеми прикаспийскими государствами. И когда мы боролись за заказы на базе наших судостроительных заводов, то увидели, что проекты эти для нас достаточно дорогие, потому что более 70% комплектующих приобретается за пределами Российской Федерации. Тогда я обратился к президенту с идеей того, что сейчас называют импортозамещением. Начались проработки, обсуждения, и в результате было принято решение о создании ОЭЗ.
Чем обусловлен выбор именно Наримановского района?
Место выбрано не случайно. Наримановский район сейчас играет ведущую роль в экономике Астраханской области. Нариманов — это небольшой, но очень современный город, где проживает более 11 тыс. человек. Очень удобно, что там расположен судостроительный завод. Предприятие уже сегодня участвует в проектах обустройства нефтяных и газовых месторождений не только для российских компаний, но и для компаний Туркменистана и Казахстана. Кроме того, расположение ОЭЗ очень удобно с точки зрения близости водных артерий, железнодорожных и автомобильных подъездов. Именно там проходит автодорога коридора Север--Юг, которая соединяет страны Прикаспийского региона с европейской частью России и Европой в целом. Также непосредственно через Нариманов проходит федеральная трасса М-6 Москва--Астрахань. И наконец, выбор места обусловлен социальными причинами. Территория ОЭЗ, расположенная в непосредственной близости от города Нариманов, предполагает расширение самого города. И мы к этому готовимся уже последние несколько лет: ставим современные энергетические и тепловые системы, водоотведение. И все это делаем с запасом, учитывая, что в ближайшее время население города может возрасти с нынешних 11 тыс. до 60 тыс. человек. Мы планируем строительство города-спутника, где будет создана вся необходимая социальная инфраструктура: жилье, детские сады, больницы и школы. Общий объем инвестиций превысит 42 млрд рублей. На сегодняшний день у нас уже есть девять площадок с готовой инфраструктурой — водоотведением, энергетикой и газом. Есть все подъездные пути. Резиденты уже могут спокойно выходить и работать.
Каковы сроки реализации проектов? Когда в ОЭЗ заработают первые предприятия?
К реализации двух проектов мы сможем приступить уже в этом году. А дальше будет зависеть от инфраструктуры. Потому что сейчас есть девять площадок, о которых я уже сказал, а дальше зону еще надо будет формировать. Но для старта в текущем году у нас уже все есть. В апреле была создана управляющая компания. Надо будет в первую очередь установить границы ОЭЗ. И в этом году мы хотим начать строить таможенный терминал — это первый, необходимый элемент. У нас уже есть хорошие технические решения, не предполагающие больших затрат. Судостроительный завод начнет модернизацию уже в этом году, став резидентом ОЭЗ.
Проявляют ли интерес зарубежные партнеры? Подписаны ли уже какие-то конкретные соглашения?
Сейчас идет активный переговорный процесс. Мы уже приняли участие в нескольких международных выставках, где презентовали астраханскую ОЭЗ как нашим европейским партнерам, так и партнерам из Китая, Индии, Юго-Восточной Азии. Около 40 компаний уже начали проводить активные консультации с нами, уровень интереса к зоне достаточно высок. В первую очередь мы приглашаем к нам предприятия, продукцию которых используем при строительстве буровых комплексов для Каспийского бассейна. При этом реализация проектов интересна компаниям не только с точки зрения освоения российского рынка, но и с точки зрения поставок их продукции в Туркменистан, Казахстан, Азербайджан и Иран. Произведя у нас те же самые краны или силовое оборудование, которое используется для буровых, они смогут намного эффективнее и дешевле, чем сейчас, поставлять их и на верфи прикаспийских государств. А это огромное количество буровых комплексов — рынок этот просчитан до 2030 года и имеет огромный потенциал. Помимо проектов в нефтяной отрасли у нас также будут развиваться биотехнологии. Это, кстати, один из первых проектов, который, мы надеемся, начнет реализовываться уже в этом году. Еще одно направление — фармацевтическая промышленность. Мы ведем переговоры с двумя индийскими компаниями, которые сегодня уже представлены на российском рынке, но пока в качестве поставщиков готовой продукции. А мы им предложили использовать возможности ОЭЗ для производства уже сертифицированных в нашей стране лекарственных препаратов. Кроме того, мы предложили Министерству промышленности РФ рассмотреть вопрос о размещении производства нефтегазового оборудования, которое закупается сейчас за рубежом и необходимо для развития отрасли в целом, не связанного только с разработкой каспийских месторождений.
Если все эти планы будут реализованы, вам понадобится много высококлассных специалистов. Как решается кадровая проблема?
Я вам приведу один пример. В конце прошлого года у нас свою производственную базу открыла компания Schlumberger — одна из крупнейших мировых нефтесервисных компаний. На производстве у них занято почти 500 человек. Не скрою, что на первом этапе пришлось приглашать и управленческие кадры, и рабочих, задействованных на высокотехнологических процессах. Но потом под заказ под их же стандарты мы начали готовить собственных специалистов. На базе Астраханского государственного технического университета открыли Институт нефти и газа. Сейчас там уже готовят кадры и ЛУКОЙЛ, и "Газпром", и Schlumberger — сами же специалисты этих компаний. Ежегодно все наши учебные заведения выпускают в среднем 450 высококлассных специалистов в области судостроения и более 1 тыс. инженеров. Подавляющее большинство выпускников идут работать на региональные судостроительные и судоремонтные заводы. Мы подсчитали: когда ОЭЗ заработает в полную силу, будет обеспечено создание около 13 тыс. новых рабочих мест. Конечно, на первом этапе придется привлекать высококвалифицированных специалистов из других регионов.
Последние годы рабочие специальности, как и высшее техническое образование, были не особенно востребованы молодежью. Как будете привлекать молодое поколение?
Рост идет. Я не хочу сказать, что наша молодежь вдруг изменилась и все пошли учиться на рабочие специальности или на инженеров. Но тренд хороший, есть конкурс на эти факультеты, и растет количество молодых людей, которые сразу после школы поступают именно на инженерно-технические факультеты. Очевидно, что с развитием ОЭЗ появится значительный ресурс, в том числе и финансовый, для привлечения классных специалистов. Ведь заработная плата будет самая высокая по отрасли, потому что в ОЭЗ на 40% снижаются издержки любого предприятия. Очень серьезное льготное налогообложение, многие ставки обнулены.
Вы изучали опыт создания особых экономических зон в других регионах. Чем вам оказался полезен опыт ваших коллег, какие вы могли бы выделить основные трудности, подводные камни при создании ОЭЗ?
Мы изучили опыт создания свободных экономических зон в Калининграде, Казани и Калуге. Коллеги нам подсказали, как можно оптимизировать возможные расходы со стороны государства — региона и федерации,— для того чтобы получить максимальный эффект. Но мы взаимодействуем не только с российскими коллегами — также изучается опыт создания свободных зон в арабских странах. Из зарубежного опыта самое важное — это механизмы сопровождения развития самой зоны, с точки зрения профессиональных игроков, то есть тех компаний, которые юридически, финансово, организационно и технологически сопровождают развитие ОЭЗ. Я думаю, что все это будет очень полезно и для нашей управляющей компании. Самая главная задача — точно попасть со своим предложением к потенциальным игрокам. Мы предлагаем, но это не значит, что все компании тут же к нам придут, потому что каждая из них принимает решение с точки зрения своих затрат на организацию производства. Но при этом у нашей зоны есть очень серьезные преимущества и дополнительная выгода, которую получат резиденты. Главным преимуществом мы считаем то, что наше предложение — это по факту не только территория самой Астраханской области, но и возможность войти в мегапроекты всего Каспийского региона, то есть всех прикаспийских государств. У нас есть соглашения с Казахстаном, Туркменистаном, Азербайджаном и Ираном, есть уже выстроенные комфортные отношения как в экономическом плане, так и в гуманитарных проектах.