СЕГОДНЯ НА САЙТЕ: На ГТСБ - Туркменистана закуплены ковры и продукция нефтехимии Сегодня, 11:07Туркменистан и Италия обсудили план многостороннего сотрудничества Сегодня, 11:05Президент Туркменистана отметил открытие выставки турецкого экспорта Сегодня, 10:57На торгах биржи Туркменистана проведены сделки на 47 млн. долларов США Сегодня, 10:52Новый посол Греции приступил к работе в Туркменистане Сегодня, 10:50Туркменистан был представлен на заседании Совета министров иностранных дел ОЭС Сегодня, 10:47

"Газпром" уходит из европейского бизнеса
16 Апрель 2015 г., 17:02

Только в диспетчерском зале 35-этажного здания штаб-квартиры "Газпрома" в Москве можно оценить, какой властью обладает российской концерн: на многометровом экране в помещении, не уступающем по размеру кинозалу, можно увидеть огромное количество газопроводов. Конечная цель многих из этих трасс - Западная Европа. Именно она - самый важный рынок сбыта для "Газпрома".

 "И вплоть до недавнего времени у концерна были гигантские планы на нее, - пишет обозреватель Sueddeutsche Zeitung Маркус Бальзер. - Русские не только хотели строить собственные электростанции в Германии, но и планировали заключить многомиллиардную сделку с немецким BASF, получая значительную часть газораспределительной сети Германии и самое крупное европейское газохранилище". Концерн щедро маскировал экспансию и тратил миллиарды евро на свой имидж, в том числе спонсировал футбольный клуб "Шальке 04" и давал деньги на различные культурные мероприятия.

 "Теперь все это в прошлом - отныне с честолюбивыми планами покончено, и концерн, по-видимому, отменил широкомасштабное наступление, - отмечает журналист: - "Газпром" уходит из европейского бизнеса со скоростью, повергающей в смятение как конкурентов, так и политиков по всей Европе". Так, в начале декабря концерн неожиданно для всех отказался от газопровода "Южный поток" и решил перенаправить свой газ в Турцию. Чуть позже "Газпром"отказался от сделки с BASF, по которой BASF должен был получить доступ к российским месторождениям, а во вторник подтвердил информацию о продаже своей доли в немецкой компании VNG, считающейся ни много ни мало "трамплином "Газпрома" на немецкий рынок".

 "Причем все вышеперечисленные рокировки - это, вполне возможно, только начало, поскольку в компании активно работают над планом отступления и возврата своего бизнеса в Россию", - говорится в статье. Вероятно, свою роль сыграли и гнев России из-за западных санкций, ставших ответом на украинский кризис, и, как поговаривают в газпромовских кругах, страх перед конфискациями. В частности, концерн планирует вернуть в Россию - в родной город Путина Санкт-Петербург - свою британскую дочку GMT (компания имеет в Лондоне около тысячи сотрудников). То же самое касается и Вены, где "Газпромнефть" каждый год продает сырья более чем на 10 млрд евро. Даже сотрудники расположенной в Берлине Gazprom Germania начинают опасаться перевода в Россию - и это несмотря на то, что пресс-секретарь концерна заверила, что "никаких решений принято не было, а полный уход из Западной Европы не планируется".

 Нельзя не заметить и отчуждения между "Газпромом" и его клиентами. И климат "ухудшается не только из-за европейский санкций, но и из-за судебных решений, таких как вердикт по делу "ЮКОСа", пишет Бальзер. После ликвидации компании, принадлежавшей противнику Кремля Михаилу Ходорковскому, Третейский суд в Гааге обязал Россию выплатить рекордные 50 млрд долларов акционерам компании, и сейчас адвокаты проверяют, какое российское имущество, в том числе находящееся в Германии, можно конфисковать в пользу "ЮКОСа".

Опасаются подобного развития событий и в государственных концернах вроде "Газпрома". К тому же в компании считают, что в последние годы западноевропейские власти и политики сознательно обделяли "Газпром" и всячески вытесняли его с рынка.
 Эксперты, добавляет корреспондент Sueddeutsche Zeitung, видят в затяжном отступлении компании нечто большее, чем простое охлаждение отношений между Европой и Западом: они боятся ледникового периода. По словам австрийского эксперта по энергетической безопасности Штефана Бэсснера, в ближайшие годы "у России и Европы больше не будет крупных энергетических проектов". А партнерство в этой сфере, как считает эксперт берлинского фонда "Наука и политика" Кирстен Вестфаль, "значительно осложнится".