СЕГОДНЯ НА САЙТЕ: На ГТСБ - Туркменистана закуплены ковры и продукция нефтехимии 04 Декабрь 2024 г., 11:07Туркменистан и Италия обсудили план многостороннего сотрудничества 04 Декабрь 2024 г., 11:05Президент Туркменистана отметил открытие выставки турецкого экспорта 04 Декабрь 2024 г., 10:57На торгах биржи Туркменистана проведены сделки на 47 млн. долларов США 04 Декабрь 2024 г., 10:52Новый посол Греции приступил к работе в Туркменистане 04 Декабрь 2024 г., 10:50Туркменистан был представлен на заседании Совета министров иностранных дел ОЭС 04 Декабрь 2024 г., 10:47

На мнение России - Азербайджан и Туркменистан будет класть свой трубопровод через Каспий
03 Марта 2015 г., 20:08

Еврокомиссия рассматривает возможность форсирования соглашений по газу со странами-поставщиками, среди которых Туркменистан и Азербайджан. Такие действия ЕК может принять из-за проблемы диверсификации топлива.

ЕК уже подготовила необходимые документы для рассмотрения этого вопроса Энергетическим союзом ЕС. В них говорится, что уже в этом году  ЕС намерен заключить с Баку и Ашхабадом меморандумы о взаимопонимании, которые призваны повысить устойчивость в плане снабжения Европы природным газом.

"ЕС будет использовать все внешнеполитические инструменты, чтобы укрепить стратегическое энергетическое партнерство со странами-производителями и транзитерами", - приводится сообщение из документа.

Евросоюз попытается договориться с Азербайджаном и Туркменистаном о поставках газа в ЕС для диверсификации источников после того, как Россия отказалась от реализации проекта газопровода "Южный поток".

Евросоюз в такой ситуации, когда цены на нефть снизились и при этом есть конфликт с крупнейшим поставщиком энергоресурсов, хочет гарантировать безопасность поставок энергии на будущее.

Как заявил вице-президент Еврокомиссии по энергосоюзу Марош Шефчович, ЕС необходимо диверсифицировать источники поставок, чтобы меньше зависеть от российского "Газпрома".

"Я думаю, что Европа на самом деле устала каждое лето вести дискуссии о том, как это (вести поставки) делать до наступления зимы. У крупнейшей экономики мира не должно быть таких опасений в 21-м веке", — сказал Шефчович. При этом он пояснил, что Россия останется "очень важным поставщиком для ЕС, но ее влияние будет меньше".

Шефчович также отметил, что ЕС ранее сделал ошибки, стремясь построить южный коридор для поставок топлива, в частности, газопровод "Набукко". "Мы извлекли уроки из "Набукко". Проект провалился из-за отсутствия достаточной политической поддержки", — подчеркнул он.

Одной из главных проблем в реализации поставок газа из Азербайджана и Туркменистана, по мнению Шефчовича, является позиция РФ, которая "настаивает, что поставки газа из прибрежного Каспийского региона могут совершаться лишь при согласии соседних стран". При этом он подчеркнул, что надеется на возможность ЕС найти "техническую и правовую базу" для поставок туркменского газа. "Поскольку мы (ЕС) хотим диверсифицировать свои источники, я думаю, что страны вокруг Каспийского моря одинаково хотят диверсифицировать маршруты своего экспорта", — подытожил вице-президент Еврокомиссии по энергосоюзу.

Надо отметить, что крупный и долгосрочный проект "Южный газовый коридор", в рамках которого будут осуществлены эти поставки, был разработан именно с учетом диверсификационных интересов ЕС. Проект рассчитан на возможность подключения к нему в будущем и других поставщиков, и в частности Туркменистана. Пропускная способность ТАР, который изначально будет транспортировать азербайджанский газ в объеме 10 миллиардов кубических метров в год, в случае появления новых объемов, может быть увеличена в два раза.

РФ в начале декабря 2014 года, объявила об отказе от проекта газопровода "Южный поток", который должен был пройти по дну Черного моря и через Болгарию доставлять топливо в балканские республики, а также Венгрию, Австрию и Италию. Взамен было решено строить "трубу" в Турцию и создать на границе с Грецией газовый хаб для южноевропейских потребителей. Проект получил название "Турецкий поток" по аналогии с предыдущим.

Данные шаги предпринимаются ЕС как нельзя кстати. В 2016 году начнется строительство Трансадриатического трубопровода (ТАР), по которому уже в 2019 году на европейские рынки будет транспортироваться азербайджанский газ. Поставки газа из Азербайджана откроют для ЕС новую энергетическую эру, ведь он будет обеспечен не только новым альтернативным источником, но и совершенно новым маршрутом поставок энергоресурсов.

Согласно данным министерства нефтегазовой промышленности и минеральных ресурсов Туркменистана, суммарные экспортные объемы страны могут достичь 160-170 миллиардов кубометров товарного газа в год, с перспективой их увеличения на 10 миллиардов кубометров газа в год. В 2014 году добыча природного газа в Туркменистане составила более 76 миллиардов кубометров, а экспорт - более 45 миллиардов кубометров. В 2015 году Туркменистан планирует добыть свыше 80 миллиардов кубометров товарного газа.

В конце 2015 года в Туркменистане завершится строительство газопровода «Восток-Запад», который берет свое начало с расположенного на юго-востоке Туркменистана месторождения Южный Иолотань, проходит через Марыйский, Ахалский и Балканский велаяты (области) и заканчивается в поселке Белек на побережье Каспийского моря. Общая протяженность газопровода пропускной мощностью 30 млрд. куб. метров в год составит 773 км. В настоящее время проложено 574 км трубопровода. Это позволит Туркменистану создать единую газотранспортную систему страны и облегчит выход на новые внешние рынки. Благодаря этому значительно повышаются шансы на реализацию проекта «Южный газовый коридор», объявленного Евросоюзом одним из приоритетов в газовой сфере. За счет этого у Туркменистана появляется возможность получить статус стратегического газового игрока, с которым придется считаться российскому «Газпрому».

По запасам природного газа Туркменистан занимает четвертое место в мире. Запасы лишь отдельно взятых месторождений "Галкыныш" и "Яшлар" составляют 26,2 триллиона кубометров.

Подключение туркменского газа к проекту "Южный газовый коридор" - процесс нелегкий. Создание инфраструктуры для его транспортировки на европейские рынки, а именно Транскаспийского трубопровода, который будет пролегать по дну Каспийского моря, сопряжено с некоторыми сложностями.

Кроме того, благодаря недавнему решению "Газпрома" отказаться от закупок центральноазиатского газа, и в частности туркменского – в объеме семи миллиардов кубометров, у Туркменистана появились новые свободные объемы.

И не исключено, что именно это решение России послужило толчком для Евросоюза взять, наконец-то, инициативу в свои руки и начать предпринимать конкретные шаги к тому, что, в принципе, нужно, в первую очередь, ему самому.

На сегодняшний день единственным, по сути, реальным элементом проекта «Южного поток», является туркменский газопровод «Восток-Запад». Тем более что он берет начало у одного из крупнейших в мире газовых месторождений, каковым является «Галкыныш». Судя по всему, именно это обстоятельство в значительной мере побудило руководство ЕС объявить «Южный газовый коридор» главным своим приоритетом. Это означает, что шансы на реализацию данного проекта, выступающего теперь в качестве главного конкурента российского «Турецкого потока», значительно возросли, а Туркменистан стал в этом раскладе одним из основных действующих лиц.

Россия и «Газпром» ранее взяли на себя обязательства по осуществлению инвестиций в строительство Прикаспийского газопровода и газопровода Восток — Запад, но не выполнили их. В 2015 году «Газпром» снизил «закупаемые объемы туркменского газа — с 11 млрд до 4 млрд. кубов в год». С учетом этого, по мнению правительства Туркмении, «Газпром» является «нестабильным партнером».

Если же принять во внимание, что газопровод «Восток-Запад» стоимостью 2 млрд. долларов строится исключительно на туркменские деньги, это публичная констатация того, что Туркменистан теперь способен сам реализовывать крупные проекты исключительно в собственных интересах.

Для Туркменистана открываются перспективы, которые могут вывести в разряд стратегических для Европы газовых игроков, чему, как известно, всегда противилась Россия. Однако в итоге все будет зависеть от Европы, а точнее от того, что она может предложить Туркменистану. Сегодня в Брюсселе понимают, что если Евросоюзу не удастся найти альтернативные источники газа, то других заменяющих проектов нет. Во всяком случае совершенно очевидно, что здесь интересы Евросоюза и Туркменистана совпадают.

Мурад Агаев.