Из Казахстана в Иран через Туркменистан
29 Декабрь 2014 г., 16:47
Россия и Евразийский экономический союз получили уникальную возможность развивать стратегическое партнерство с Ираном и Туркменистаном, а также укрепить позиции на евроазиатском рынке транзитных услуг. И всё благодаря недавнему вводу в действие (в начале декабря 2014 г.) межрегиональной железной дороги Казахстан – Туркменистан – Иран.
Это проект, напомним, ещё середины 1960-х гг., одобренный тогдашними премьер-министрами СССР и Ирана А.Н. Косыгиным и А.А. Ховейда. Дорога эта должна была вступить в действие к 1974 г. Но, по имеющимся данным, Запад приложил максимум усилий, чтобы этот проект (как и проект судоходного канала Каспий – Иран – Персидский залив, подготовленный к концу 1960-х) не состоялся в период Советского Союза и монархического Ирана. Точнее, Западом оказывалось жесткое давление на иранские власти в 1960–1970-х гг., включая провоцирование сепаратизма нацменьшинств в районах Ирана, где были запланированы крупные советско-иранские проекты.
Вообще, политико-экономическое сближение одних стран, во многом «беспокоит» других. Особенно, если стороны договаривались о проектах стратегического международного значения. А данный железнодорожный проект обеспечивает, «выход» России (и всего ЕАЭС) по кратчайшему направлению на Ближний, Средний Восток и в Южную Азию. Не говоря уже о важной роли новой магистрали в укреплении связей РФ и ЕАЭС как с Ираном, так и с Туркменистаном.
По имеющимся экспертным оценкам, благодаря новой артерии (около 900 км), объемы взаимной торговли между РФ, Казахстаном, Туркменистаном и Ираном уже к 2017-2018 гг. увеличатся минимум на 25% в сравнении с уровнем 2012-2013 гг. А объем евроазиатского грузотранзита в обоих направлениях маршрута РФ – Казахстан – Иран – бассейн Персидского залива увеличится в целом на 30-35%.
Что касается двухстороннего российско-иранского формата упомянутых тенденций, то 30 ноября 2014 г. министр экономического развития РФ А. Улюкаев заявил: «Поставки из Ирана по программе «нефть в обмен на товары» начнутся в ближайшее время. В то же время мы могли бы продвигать большой объем нашего несырьевого экспорта в Иран: это оборудование для нефтегазовой промышленности, сельхозтехника, автомобили, авиация, вагонный парк, силовые машины, электрогенераторы». Вдобавок, по оценке министра, предполагается поставка больших объемов российского зерна в Иран.
В конце ноября стороны договорились учредить межгосударственный Совет по инвестиционным проектам. В этой связи министр промышленности Ирана Мохаммед Реза Нематзаде подчеркнул, что «мы собираемся развивать отношения с Россией во всех промышленных отраслях». Некоторые тому подтверждения – это недавние договоренности об организации совместной сборки грузовых вагонов и некоторых видов оборудования в Иране. Кроме того, российская сторона осенью 2014 г. упростила пограничные и таможенные процедуры для поставок иранских мясо- и морепродуктов в РФ.
В этой связи весьма характерна оценка туркмено-иранских отношений в официальной Georgia Times (Тбилиси): «Товарооборот между этими странами составляет 3 млрд. долл. в год. В ближайшем будущем Ашхабад и Тегеран планируют увеличить его до 10 миллиардов. Иранские государственные деятели и бизнесмены – частые гости в Ашхабаде...» Отмечается также, что «Иран поставляет в соседнюю страну промышленное оборудование и технику, стройматериалы, легковые автомобили и автобусы, свежие фрукты и овощи, электроприборы и бытовую технику, бытовую химию. Туркмения в ответ экспортирует природный и сжиженный газ, нефтепродукты, электроэнергию, текстиль и продукцию животноводства».
Что же касается перспектив сотрудничества Туркмении с Россией, то уже через неделю после ввода в действие коридора РФ – Казахстан – Туркмения – Иран президент Туркменистана Г. Бердымухамедов заявил в Ашгабате, что «Россия является стратегическим партнером Туркменистана. Отношения с РФ как в двухстороннем формате, так и в рамках международных организаций дают хорошие результаты и отвечают коренным интересам обеих стран. Мы и в дальнейшем будем расширять дружественные отношения с Россией в самых разных направлениях».
Но, пожалуй, более примечательно то, что реализация упомянутого железнодорожного проекта завершилась именно в канун вступления в действия договора о Евразийском экономическом союзе с участием РФ, Белоруссии, Казахстана и Армении. Если же ещё учесть другие совместные инвестпроекты, как и развивающиеся торговые связи Казахстана, Белоруссии, России, Армении с Туркменией и Ираном, то, стало быть, формируется общее транспортно-экономическое пространство с участием всех этих государств.
Кроме того, вышеупомянутые тенденции во взаимоотношениях всех этих стран способствуют созданию общерегиональной, в данном случае – «общекаспийской» экономической организации, по аналогии с Организацией Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС). Кстати, Иран предложил создать такую организацию (на международном экономическом форуме «Каспийский диалог, 2014» в Москве 14 апреля 2014 г.). Как заявил на этом форуме посол Ирана в РФ Мехди Санаи, «создание «каспийской ОЧЭС» сможет консолидировать огромные потенциалы соседних стран на пути к дальнейшему развитию их многоплановых отношений». На уровне МИД других стран региона это предложение было одобрено.
Железнодорожную линию из Казахстана в Иран через Туркменистан открыли президенты Хасан Роухани, Гурбангулы Бердымухамедов и Нурсултан Назарбаев