Базар не есть скандал, он есть - рынок!
30 Апрель 2014 г., 20:50
Приобретая сегодня в супермаркетах, последние модели айфонов и айпадов, многие, быть может, уже и подзабыли, а юные туркменистанцы и вовсе не слышали о том, как складывалась история появления мобильников в республике. Те, кто постарше помнят, как с завистью смотрели они на обладателей первых радиотелефонов стоимостью чуть ли не в тысячу баксов. Затем появились первые сотовые компании BCTI (Barash Communication Technologies, Inc). Стать обладателем небольшого переносного телефончика, умещающегося на ладошке малыша, желал чуть ли не каждый, но как то так сложилось, что хозяин компании стал монополистом в этой области. И, естественно, он, пользуясь своим правом, одаривал номерами «нужных» ему людей, прокладывая тем самым себе дорогу в любые чиновничьи кабинеты и одновременно, не предоставляя права свободного приобретения заветных мобильников обычным гражданам. Но и это бы ничего. Цена за минуту разговора по местным меркам того времени была просто астрономической (от 35 до 45 центов), причём абонент платил и за исходящий и за входящий звонок, не беря в расчёт оплату за другие предоставляемые услуги.
Такое положение дел продолжалось довольно таки продолжительное время. Не совсем ещё умело ориентирующиеся во всех тонкостях коммерции, прежние чиновники тогда, вероятно, не очень то не задумываясь, подмахнули контракт, в соответствии с которым BCTI ещё долгие годы оставалась монополистом в сфере обеспечения населения услугами сотовой связи. Используя во всю своё право, BCTI буквально наживалось, не считаясь ни с реальными потребностями, ни с тем, что тогда средняя зарплата обычного гражданина республики толком и не позволяла иметь такой дорогостоящий аппарат и оплачивать его услуги.
Работать в BCTI или его подразделении, считалось верхом удачи. Сотрудники компании буквально диктовали драконовские условия местным связистам, с которыми последние вынуждены были соглашаться. Но, как и положено, всякому беспределу, а иначе теперь это и не назовёшь, рано или поздно приходит конец. В 2010 году срок действия договора истек, и деятельность BCTI была прекращена.
После исчезновения BCTI, её место досталось МТС, которая одно время, если быть дипломатичными, не совсем правильно повела себя не только в Туркменистане, но и во многих других постсоветских республиках. Вспомните скандалы в Узбекистане, Грузии. Вести себя как «представитель Центра» не совсем правильно уже давно, после 1991 года. Но, очевидно, ещё не у всех сотрудников компании выветрилось «союзное мышление», когда, не имея никаких на то оснований, можно игнорировать местные условия и ментальность. Так случилось, и в Туркмении, что заставило МТС на пару лет покинуть республику. Но со временем компания вернулась на туркменский рынок, чему здесь многие обрадовались. И в этом нет ничего предосудительного. Конкуренция, только подстегивает, заставляет шевелиться других, а в итоге выигрывает абонент, на которого сыпятся всевозможные льготы и преференции.
Ширятся возможности «Хуавэй», появляются новые аппараты, цены и тарифы имеют тенденцию к снижению. Прочно освоил рынок и обосновался на нём «Алтын Асыр», став одной из ведущих компаний республики. А что же МТС? А МТС, по-прежнему, жалуется. «…МТС столкнулась с новыми проблемами в Туркмении», пишет некий Игорь Королёв в своей совсем свеженькой статье «Туркмения не дает МТС развивать 3G», опубликованной на сайте cnews.ru (сайт Издания высоких технологий "cnews.ru", Россия). «…Власти республики ставят местную «дочку» МТС в неравное положение с принадлежащим им сотовым оператором Altyn Asyr».
А вот интересно, стал бы этот Игорь с очень красивой фамилией, вот так же без всякого серьёзного на то повода «плакаться в жилетку», где-нибудь, в Германии или в Бельгии. Сомневаюсь я однако. Могут и «турануть» без всяких на то объяснений. И потом, собственно, почему государство своей же компании не может оказывать содействие. По моему, это вполне нормально.
Законы же рынка они везде одинаково жёстки, но только для деловых, упорных и предприимчивых.
Агамырат Меретлиев