Линию D газопровода Туркменистан – Китай, считать диверсификацией маршрутов
14 Февраль 2014 г., 19:37
Китай, наступательно осуществляет строительство трубопровода через Таджикистан и Кыргызстан на покупку для импорта природного газа из Центральной Азии.
С 2006 года Китай инвестировал значительные средства в налаживание импорта газа из Туркменистана, открыв в конце 2009 года свой центрально-азиатский газопровод (Central Asia Gas Pipeline – CAGP) через Узбекистан и Казахстан.
По сию пору принадлежащая государству Китайская национальная нефтяная корпорация (China National Petroleum Corp - CNPC) проложила две нити CAGP и планирует завершить в этом году третью на маршруте длиной 2000 километров (1242 миль) по направлению к Синьцзяну.
Растущий импорт газа из Центральной Азии становится все более важным для Китая, поскольку он стремится уменьшить свою зависимость от угля, в высокой степени загрязняющего окружающую среду.
В прошлом году система CAGP поставила около 27 миллиардов кубических метров (953 миллиардов кубических футов) газа в Китай, что, согласно данным CNPC и Platts Energy News, составило свыше половины его газового импорта и почти одну шестую часть потребления.
Согласно условиям рамочного соглашения, заключенного в 2012 году, экспорт туркменского газа в Китай, должен увеличиться до 65 миллиардов кубических метров (2,3 триллиона кубических футов) в год.
Но очередное расширение Китаем пропускной способности трубопровода планируется посредством прокладки нового маршрута от Туркменистана через Узбекистан, Таджикистан и Кыргызстан до границы с Синьцзяном.
В сентябре в ходе своего визита в регион китайский президент Си Цзиньпин вместе со своим кыргызским и таджикским коллегой Алмазбеком Атамбаевым и Эмомали Рахмоном подтвердил договоренности относительно нового трубопровода, известного как "линия D".
Эта планируемая нить CAGP должна быть проложена через Узбекистан (205 км или 127,4 мили), Таджикистан (415 км или 258 милей) и Кыргызстан (225 км или 140 милей), правда этот маршрут обойдет стороной Казахстан, но надо сказать, что этот маршрут на то и диверсифицирован.
«С китайской точки зрения, диверсификация маршрутов оказалась бы очень хорошим делом, если она была бы позволительной», - говорит на этот счет Эдвард Чоу, эксперт вашингтонского Центра стратегических и международных исследований по вопросам энергетики и национальной безопасности. – А вот ответ на вопрос, является ли это позволительным или нет, зависит от объема газа, который можно получить из Туркменистана».
«Вы не станете прокладывать трубопровод на всякий случай. Вы должны использовать его», - добавляет он.