Туркменистан предъявляет белорусам претензии по поводу ненадлежащего исполнения ОАО «Белгорхимпром» контракта на строительство Гарлыкского калийного горно-рудного комплекса.
07 Марта 2019 г., 19:40
Строительство Гарлыкского калийного горно-рудного комплекса предприятия имеет важное значение для Туркменистана, было призвано стать флагманом в развитии новой калийной отрасли в химической промышленности страны.
С самого начала реализации контракта на строительство данного комплекса, туркменская сторона предприняла все меры для его эффективного практического осуществления, создала организационные, правовые и финансовые основы, необходимые для надлежащего исполнения ОАО «Белгорхимпром» своих контрактных обязательств по строительству Гарлыкского калийного горно-рудного комплекса, своевременно осуществляла рассмотрение предоставляемых документов и оплату принятых работ, несмотря на провал с белорусской стороны запланированной сдачи в эксплуатацию завода в январе 2015 (!) года, пошла на встречу и продлила срок завершения строительства до 31 марта 2017 года (на 2 года и 2 месяца). Но к сожалению, белорусской стороной данный продленный срок также провалило. В преддверии сдачи комплекса, видя практическую его неготовность, правительство Республики Беларусь письменно обратилось в Туркменистан с просьбой принять завод 31 марта 2017 года, а все недостроенное и недопоставленное они якобы осуществят в течении текущего года в рамках дополнительного соглашения, где белорусской стороной будут осуществлены и закончены так называемые «остаточные обязательства».
Белорусам в силу добродушия туркменского народа в очередной раз пошли навстречу. Оформление дополнительного соглашения с «остаточными обязательствами» стало очередным актом доброй воли и дружественным волеизъявлением с туркменской стороны, позволившим избежать срыва срока сдачи Гарлыкского калийного горно-рудного комплекса по вине ОАО «Белгорхимпром», и создать возможность принятия его Рабочей и Государственной приёмочных комиссий в предусмотренный контрактом срок 31 марта 2017 года, но с учётом дальнейшего исправления подрядчиком недостатков и исполнения им «остаточных обязательств» после ввода объекта в эксплуатацию, в том числе обязательств по существенным подземным работам, которые являются основополагающими для начала добычи руды и производства калийной продукции в заявленных проектных объемах.
Это позволило белорусам избежать срыва срока сдачи комплекса по их вине, но обязывало их все же закончить свои остаточные обязательства. Неорганизованность ОАО «Белгорхимпром» и отсутствие слаженности работ между белорусскими подрядчиками и наступившая «эйфория» от мысли, что калийный комплекс пусть и не готовый к работе, ими «сдан!», привела к расхалаженности и безответственности и в итоге об «остаточных обязательствах» забыли и вспомнили о них только через полгода, но за продолжение работ по осуществлению их «вежливо» просили рассчитаться за ранее выполненные работы.
После подписания акта приемки ввода Гарлыкского комплекса в эксплуатацию белорусской стороны не было сделано и не поставлено практически ничего, все новые сроки опять полностью провалены. Начиная с апреля 2017 года ОАО «Белгорхимпром», несмотря на предложенный им самим график работ и поставок и гарантии по его неукоснительному (без срывов) исполнению, не сделал практически ничего, чтобы завершить в полном объёме ни горно-капитальные, ни строительные, электротехнические и другие существенные работы и поставки оборудования, без которых невозможна полноценная работа «построенного «под ключ»!» комплекса на заданный проектных мощностях и получения продукции в заданных проектных объемах.
В итоге ОАО «Белгорхимпром» не выполнил следующие контрактные обязательства:
· не завершил в полном объеме горно-капитальные работы;
· не завершил обустройство объектов околоствольного двора, в том числе центрально-понизительная подстанция, подземный гараж, магистрально-конвеерный транспорт, медицинский пункт, аппаратная, система пажаротушения и т.д.;
· не наладил работу скипового подъемного механизма на проектных показателях;
· не завершил оставшиеся строительные и электротехнические работы;
· не завершил работы по вентиляции и аспирации;
· не завершил работы по монтажу и наладке автоматизированной системы управления технологическим процессом;
· не завершил работы по наладке в отделениях грануляции и хранения готовой продукции;
· не завершил в полном объёме поставку оборудования;
· не осуществил ни одной поставки запасных частей к технике и оборудованию;
· не завершил другие существенные работы;
Несмотря на письменные заверения с белорусской стороны о скором завершении (в течении 3-4 месяцев) остаточных обязательств по контракту, комплекс до сих пор не соответствует условиям контракта, заявленная подрядчиком мощность производства продукции в первый год 350 тысяч тонн не достигнута даже на 5 % и туркменская сторона несёт значительные убытки.
Сложившееся положение дел значительно подрывает имевшееся у туркменской стороны доверие к подрядчику, как к честному и надежному партнеру с мировым опытом в калийном производстве, отвечающему за качество и мощности при эксплуатации построенного им комбината.
Нарушения белорусской стороной своих контрактных обязательств привели к не завершению строительства «под ключ» комплекса, не подготовленности его к промышленной добыче руды и производству калийных удобрений в заданных объемах, что в свою очередь, привело к срыву государственного производственного плана по выпуску калийных удобрений и тем самым нанесло значительный материальный и финансовый ущерб туркменской стороне. Незаконченность работ реально угрожает не только безопасности производства работ, но и возможности возникновения техногенной катастрофы, которая может повлечь жертвы среди населения и причинить серьёзный экологический ущерб.
После многочисленных и тщетных попыток туркменской стороной призвать ОАО «Белгорхимпром» к «совести» и закончить комплекс, после явной картины неподготовности комплекса к работе и отсутствию у него возможности по выдачи продукции, было принято решение о создании Государственной межведомственной комиссии, которая должна была разобраться в причинах этих проблем и выработать совместный план мер по их решению.
Были проведены ряд переговоров с представителями Правительства Республики Беларусь на разных уровнях, были заслушаны встречные требования обеих сторон, создавались совместные комиссии по инвентаризации. Перечень неисполненных ОАО «Белгорхимпром» контрактных обязательств и недостатков был передан белорусской стороне (в том числе видеофильм с тщательным обзором всех недоделок и недостатков).
В результате, туркменская сторона, руководствуясь положениями Гражданского кодекса Туркменистана, которая обязывает выполнить работу таким образом, чтобы она обладала обещанными свойствами и была свободна от недостатков, которые уничтожали бы или уменьшали ее ценность и пригодность к обычному или предусмотренному договором использованию, заявила об расторжении контракта по причине невыполнения ОАО «Белгорхимпром» взятых контрактных обязательств.
Там же туркменская сторона заявила, что так как работа, сделанная ОАО «Белгорхимпром» не соответствует обещанным свойствам и подрядчик просрочил устранение недостатков, то заказчик может самостоятельно устранить недостатки и потребовать возмещения расходов.
В связи с расторжением контракта, туркменская сторона заявила о готовности проведения переговоров для обсуждения своих позиций, а также по урегулированию существующих вопросов с учётом ущерба, причинённого белорусской стороной Туркменистану в силу неисполнения ОАО «Белгорхимпром» условий своих контрактных обязательств. Туркменской стороной было предложено осуществление ряда мероприятия, в том числе проведение инвентаризации и сверки всех осуществленных ОАО «Белгорхимпром» работ, поставленной им техники и оборудования и в качестве мирного (несудебного) способа разрешения возникшей ситуации заключение двухстороннее соглашение о расторжении контракта.
Данные мирные инициативы с туркменской стороны были по сути проигнорированы и саботированы белорусской стороной (по разным надуманным причинам) в части необходимой процедуры инвентаризации.
Сложившаяся негативная ситуация по завершению строительства Гарлыкского калийного горно-рудного комплекса сложилась исключительно по вине белорусской стороны, Туркменистану был нанесен ущерб и в целях защиты своих интересов, предварительно уведомив об этом белорусскую сторону, туркменская сторона заявила о своей готовности привлечения независимого эксперта (экспертную компанию) для проведения финансового, технического аудита объекта, объемов и качества выполненных работ и о своем праве защищать свои интересы в арбитраже.
В итоге Государственный концерн «Туркменхимия» вышел с соответствующим иском в Арбитражный институт при Торговой палате города Стокгольм (Швеция), где предъявил арбитражу все факты неисполнения ОАО «Белгорхимпром» своих контрактных обязательств по строительству Гарлыкского калийного горно-рудного комплекса, обосновал их вину и потребовал возмещения ущерба.
В целях минимизации ущерба нанесенного экономике Туркменистана, вопрос о технике ОАО «Белгорхимпром», находящейся на строительной площадке по существующей международной практике, также вынесен для решения в вышеуказанном арбитраже.