Управляющий директор французской компании CIFAL Юрген Кран дал эксклюзивное интервью сайту «Туркменпортал», в котором поделился мнением о строящемся газопроводе Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ), высказал соображения по другому не менее крупному проекту – Транскаспийскому газопроводу, а также ответил на другие вопросы.
– Господин Юрген, Вы постоянный участник проходящих в Туркменистане нефтегазовых форумов. Чем они полезны для их участников?
– В Туркменистане есть много интересных проектов, которыми интересуются самые крупные компании по всему миру. Поэтому их представители приезжают сюда, чтобы участвовать, увидеть перспективу. После международного кризиса, когда цены на газ и нефть снизились, во многих странах сократили проекты или даже отменили их, а в Туркменистане всё продолжается по-прежнему. Это очень редкое явление на сегодняшний день. Компании это понимают и поэтому с удовольствием приезжают сюда, чтобы получить новую информацию, выслушать идеи, узнать о будущих проектах и их реализации.
Все планы, которые были представлены Туркменистаном до этого, успешно реализованы сегодня. Так, недавно были введены в эксплуатацию новые проекты с крупными компаниями из Южной Кореи, Японии. А на нефтегазовой конференции послушали доклад ещё об одном удивительном событии – строительстве завода по производстве из газа бензина. Это огромные проекты, которые важны для будущего. Был реализован и ряд других значимых в химической промышленности.
Многие приезжают на нефтегазовую конференцию, чтобы услышать более подробно и о проекте ТАПИ – самого важного для региона с точки зрения политики, экономики. Проект разделен на две фазы: первая – это строительство газопровода без компрессных станций, который позволяет прокачивать 11 млрд. кубометров газа, а потом уже идёт расширение проекта со строительством газокомпрессорных станций. Это не так просто, и все это понимают. Это не только финансово сложно для реализации такого крупномасштабного проекта, ведь нужно предвидеть много вещей. Тем не менее, всё очень профессионально организованно, выбрали самых надёжных партнёров по всему миру, самых опытных. Сомнений нет, что проект будет реализован, и туркменский газ скоро пойдёт в Индию.
– Могли бы Вы перечислить партнёров?
– На конференции присутствовала немецкая компания ILF, наш партнёр. Это очень крупная и известная компания, которая участвует во всех нефтегазовых проектах. Также есть юридическая компания, финансовый консалтинг, который проработал вопрос привлечения иностранных инвестиций. Сегодня уже готовы все тендеры, чтобы выбрать поставщиков газопровода, который будет построен. Я думаю, что всё идет по плану.
– Ещё до начала строительства ТАПИ в интернете немало писалось о нестабильной обстановке в Афганистане. На Ваш взгляд, насколько серьёзна эта проблема, и как она может повлиять на реализацию проекта?
– В Афганистане я проработал 4 года. Соглашусь, что ситуация там непростая. Но в отличие от европейцев Туркменистан понимает, какой там процесс идёт. И мы знаем, что ваша страна во многих секторах помогает Афганистану. Это создает совершенно другие условия, о которых в Европе не знают. Кто знает, что Туркменистан поставляет электричество практически бесплатно? Кто знает, что Туркменистан поставляет сжиженный газ? Все это создаёт благоприятные условия. Я думаю, что если есть единственная страна во всём мире, которая досконально разбирается в Афганистане, так это – Туркменистан. Я доверяю здешним партнёрам. Мы тоже читаем газеты и понимаем, что там – не совсем стабильная ситуация. Но мы сегодня видим, что от этого проекта все выиграют, ТАПИ принесёт много пользы Афганистану. Все вопросы решаемы.
– Чем привлекает компанию CIFAL Туркменистан?
– Мы работаем во многих секторах, готовимся к реализации ряда проектов, в том числе в спутниковом и строительном секторах. Нефтегазовые проекты нам тоже интересны. А в последнее время мы начали присматриваться и к химическому сектору.
Наша задача – привлекать европейский бизнес в Туркменистан. Здесь стабильный рынок, и каждый год реализуются инвестиционные проекты. Европейские компании, которые работают в Туркменистане, практически все довольны. Они хотят продолжать работать. Конечно, это нелегко, потому что между Туркменистаном и Европой – большие расстояния. Тем не менее, те, кто здесь работают, любят страну.
– Есть ли у Вашей компании проблемы в Туркменистане, может быть финансовые?
– Во всяком бизнесе случаются проблемы, когда у заказчиков появляются временные трудности с оплатой счетов. Это бывает во всех странах, не только в Туркменистане. Мы прекрасно понимаем, что в течение кризисных периодов – это огромная проблема. Но, я думаю, что в Туркменистане эти проблемы решаемы. Ни одна компания не уходит из-за таких проблем из Туркменистана.
– Можно сказать, что Туркменистан – стабильный и надёжный партнер?
– Да, Туркменистан – стабильный партнёр. Все компании в курсе, что если даже есть маленькие проблемы, то они тут же решаются.
– Насколько реально реализовать проект Транскаспийского газопровода?
– Это интересный проект. После подписания Конвенции о статусе Каспия идёт процесс ратификации этого договора во всех прикаспийских странах. В этом Соглашении много положительного для Туркменистана, и я думаю, что это даёт возможность уже сегодня реально говорить о Транскаспийском газопроводе. В Европе все заинтересованы в получении туркменского газа. Я думаю, что если Туркменистан и Азербайджан смогут быстро договориться, тогда этот процесс может начаться.
– Насколько реальной может оказаться помощь Евросоюза в этом вопросе?
– Как известно, между Евросоюзом и Туркменистаном имеется договор ещё со времён проекта магистрального газопровода «Набукко», который предполагал поставку газа из Туркменистана и Азербайджана в страны ЕС. К большому сожалению, «Набукко» не был реализован. Однако сейчас начинается новый период, который позволяет Евросоюзу и Туркменистану вести переговоры о новом документе, в котором должны быть определены новые перспективы. Я думаю, что подписание этого Рамочного соглашения может произойти в следующем году. Во всяком случае, со стороны Евросоюза есть большая заинтересованность в этом. Насколько мне известно, делегация Туркменистана недавно посетила Брюссель, где провела переговоры. В Германии, насколько мне известно, тоже есть большая заинтересованность помогать Туркменистану.
– В последнее время Туркменистан строит очень много заводов по глубокой переработке природного газа в целях диверсификации своей экономики. Что Вы скажете на этот счёт?
– Это правильная стратегия, и имеющий опыт показывает: чем больше качественной продукции, тем выше выручка от её продажи. В настоящее время интереснее продавать качественные продукты, чем сырые газ и нефть. Повторюсь, это совершенно правильная стратегия. Высококачественный продукты всегда востребованы. Продажа сырого газа – это прошлое время, а сейчас нужно идти дальше, в ногу со временем. И это очень правильно.