Пессимизм перспективы канала Каспий - Персидский залив
18 Марта 2016 г., 20:08
В России вспомнили о проекте строительства канала Каспий – Персидский залив, впервые проработанном русскими инженерами ещё в 1889-1892 годах.
Так, на портале российский «Военно-промышленный курьер» указывает, что сегодня такой канал в перечне приоритетных для Ирана работ, и уже ведутся переговоры с другими странами о его сооружении.
«Иранские эксперты отмечают, что канал Каспий – Персидский залив напрямую выводит в Индийский океан не только Россию, но и большинство других стран бывшего СССР, а также Европы. Для потенциальных пользователей этот путь короче более чем вдвое, традиционного водного маршрута через Турцию. Потому в доработке проекта участвуют не только иранские, но и иностранные специалисты. Ввести канал в эксплуатацию планируется в 2020-х годах», указал «курьер».
Судоходный канал Каспий – Персидский залив, целиком проходящий по территории Ирана, способен обеспечить кратчайший выход в бассейн Индийского океана из северной Атлантики, Балтийского, Черноморско-Азовского, Дунайского и Волжско-Каспийского бассейнов. Этот маршрут необходим стране не только как транспортный коридор, но и для обеспечения опресненной водой центральных засушливых районов.
«Правда, всё это хоть и многообещающая, однако все же пока лишь перспектива», - указал курьер.
Ещё в 1998 году была создана совместная экспертная группа по изучению трансиранского водного проекта, а в следующем году правительство Ирана официально одобрило доработанное ТЭО.
«Общая протяжённость судоходного пути составит около 700 километров, в том числе по фарватерам рек северо-западного (прикаспийского) и юго-западного Ирана, включая пограничное с Ираком международное русло Шатт-эль-Араб, порядка 450 километров. Требуемые инвестиции для сооружения всей артерии оценивались иранской стороной в 2012–2013 годах минимум в $10 млрд., в том числе по соединительному трансиранскому участку (северо-запад – юго-запад) – в $5,5–6 млрд. Полная окупаемость проекта наступит, по местным оценкам, на пятый год с момента ввода в строй. По тем же расчётам, канал обеспечит России и Ирану транзитные доходы – соответственно $1,2–1,4 млрд. и $1,4–1,7 млрд., начиная с третьего-четвертого года эксплуатации», - указал «курьер».
Со своей стороны ведущий азербайджанский эксперт в области водного хозяйства Ибрагим Мамедзаде заявил Fineko/abc.az., что реализация этого проекта практически невозможна.
«Это вам скажет любой, кто хоть раз побывал в Иране», - сказал Мамедзаде.
По его мнению, также сомнительно использование реки Шатт-эль-Араб.
«Эта река далека от того, чтобы быть судоходной артерией, как и другие реки, указанные в «проекте», - указал Мамедзаде.