Заложенный Южный газовый коридор в перспективе может изменить энергетический рынок Европы
24 Сентябрь 2014 г., 18:45
Туркменистан и Иран могут быть заинтересованы в участии в Южном газовом коридоре. Такое мнение высказал Представитель Госдепа США по международным энергетическим вопросам Амос Хокстайн, прибывший в Азербайджан для участия в церемонии закладки нового газопровода.
Данный проект, как предполагается, позволит диверсифицировать свои источники поставок природного газа. Новая труба стартует с месторождения «Шахденез-2». Ожидается, что в 2012 году газопровод будет доведен до Турции, а в 2019 – до Европы. В проекте в разной степени участвуют Азербайджан, Грузия, Турция, Греция, Болгария, Албания, Италия и другие страны. Общая протяженность газопровода составит 3400 километров, а стоимость работ 45 млрд. долларов.
Первоначально Азербайджан планирует поставлять скромные 10 млрд. кубометров газа, с увеличением в последующем до 20 млрд.
Стоит отметить, что участие в проекте Ирана и Туркменистана могло значительно увеличить значимость газопровода, в разы, увеличив годовые поставки природного газа. Однако тут присутствуют множество проблемных моментов.
Иран многие годы находился под санкциями стран Запада, а порой стороны обменивались воинственными заявлениями. Только в последнее время, после смены власти в Иране, наметился прогресс в выходе Ирана из международной изоляции, которую долгое время поддерживали десятки стран.
«Что касается Ирана – сейчас идёт переговорный процесс по урегулированию ядерной проблемы, и я надеюсь, что вскоре будет достигнуто согласие. И это откроет для Ирана двери в подобные глобальные проекты», — отметил Амос Хокстайн в своей речи на открытии Южного газового коридора.
Для транспортировки туркменского газа на Запад пока нет соответствующих коммуникаций. Уже почти 20 лет существует идея строительства Транскаспийского газопровода, однако его реализация напарывается на множество подводных камней. Это в частности, не решенные вопросы разграничения шельфа Каспия между Туркменистаном и Азербайджаном, категорические претензии России по экологической безопасности, и множество других, в том числе финансового характера. Для России Транскаспийский газопровод крайне не выгоден, так как он даст зеленый свет десяткам миллиардам среднеазиатского природного газа в Европу, составив, таким образом, мощную конкуренцию «Южному потоку», что может лишить Россию фактического монополизма в поставках углеводородов в Европу. Для последней этот вопрос при нынешней геополитической ситуации особенно важен, в том числе учитывая не простую ситуацию в Украине.
Амос Хокстайн также отметил, что США готовы оказать всяческое возможное содействие в строительстве Транскаспийского газопровода из Туркменистана в Азербайджан, если стороны в этом содействии нуждаются. Амос Хокстайн рассказал, что с момента обретения независимости Азербайджаном, между Баку и Вашингтоном сложились отличные стратегические отношения.
На вопрос о том, что реализуемые в регионе нефтегазовые проекты могут вызвать определенное беспокойство Кремля, Амос Хокстайн заявил, что если между странами-участницами проекта достигнуто соглашение и взаимопонимание, то это не должно беспокоить Москву.
«Мы сомневаемся в том, что реализация этих проектов каким-либо образом противоречит позиции России. США желают, чтобы проекты в регионе осуществлялись в условиях стабильности, мира и безопасности», отметил Хокстайн.
Исходя сугубо с экономической точки зрения диверсификация поставок энергоносителей и участие в этом деле стран Центральной Азии и Ирана выгодно для всех – Европы, Турции, Азербайджана, Туркменистана, Ирана. Для первых это гарантия энергетической безопасности, для вторых открытие новых крупных и самое главное выгодных рынков. Но, при принятии решений учитываются все нюансы, в том числе и геополитические. Быть ли Транскаспийскому газопроводу покажет только время.