Российское вооружение толкает Центральную Азию на край
12 Январь 2014 г., 12:39
Возможность ухудшения ситуации в области безопасности в Афганистане в период после полного или частичного вывода международных сил содействия безопасности (МССБ) в 2014 году предоставляет России возможность укрепить свое военное господство в Центральной Азии.
Распространяя мнение об опасности превращения Афганистана в безопасное убежище для различных джихадистских групп, Кремль первым делом обеспечил расширение своих военных баз в регионе в начале этого года и теперь предлагает большое количество военной техники Кыргызстану и Таджикистану, двум центрально- азиатским странам, разместивших российские военные базы и являющихся членами организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ ), в которой Россия доминирует на постсоветском пространстве.
Россия пообещала оказать военную помощь на сумму более 1,2 млрд. долларовСША для армий Кыргызстана и Таджикистана, в том числе военных вертолетов, систем ПВО, танков, бронетранспортеры и многих других видов оружия, в дополнение к военной программе подготовки офицеров Кыргызстана и Таджикистана.
Наблюдатели считают, что большой братский порыв России, чтобы помочь Кыргызстану и Таджикистану произошел в ответ на решение правительства США, которое планирует пожертвовать или продать по сниженным ценам часть своего военного оборудования, использованного в Афганистане, странам Центральной Азии, а не транспортировать его обратно в США за большие деньги.
Опасаясь попыток США установить тесные военные связи со странами в регионе и внедриться врегионе, который Россия рассматривает как свой задний двор, правительство России приняло беспрецедентное решение о передаче большого количества собственной подержанной военной техники Кыргызстану и Таджикистану.
В качестве предварительного условия для своей военной щедрости, Россия потребовала от властей Кыргызстана и Таджикистана, чтобы они прекратили попытки получить вооружениеиз США и отозвать свои "списки пожеланий" военной техники, который они ранее представили США.
Россия, вторая по величине в мире экспортер вооружений, с годовым объемом продаж более 20 миллиардов долларов, реализует крупномасштабное военное перевооружение собственной армии, значительно увеличив свой военный бюджет - по некоторым оценкамон стал уже третьим по величине в мире после американского и китайского военного бюджета.
Часть этой военной техники, которая должна быть заменена новыми системами более современноговооружения, скорее всего, будет продаваться по сниженным ценам дружественным странам или переданы безвозмездно бедным союзникам и сателлитам, чтобы еще больше укрепить геополитическое влияние Кремля.
В то время как российские планы по передаче оружия движутся вперед на полной скорости с первыми поставками ожидаемых в Бишкеке и Душанбе в начале этого года, планы правительства США, кажется, увязли в бюрократии или, возможно, даже сошли с дистанции на фоне опасений со стороны групп, критическиотносящихся к странам Центральной Азии из-за проблем с правами человека.
Некоторые источники предполагают, что, исходя из собственных соображений, Пентагон предпочитает уничтожить или превратить большую часть своей военной техники в Афганистане в металлолом, а не дарить или продавать их какой-либо стране в регионе.
Если передача российских вооружений будет реализована, это будет сигнализировать о заметном сдвиге Кремля от предыдущего военного мышления по отношению к своим партнерам в Центральной Азии.
Ранее правительство России предпочитало держать страны Центральной Азии слабыми в военном отношении, намеренно задерживая поставки оружия, чтобы застолбить их зависимость от России для защиты от внешней агрессии. Даже платежеспособные клиенты, такие как Казахстан, Туркменистан и Узбекистан, с трудом получали современную военную технику из России, в то время как просьбы от неплатежеспособных Кыргызстана и Таджикистана просто игнорировались.
Пакеты оружия, предлагаемые РоссиейКыргызстану и Таджикистану,по меркам региона могут значительно увеличить их боевые возможности, и уменьшить до некоторой степени их зависимости от российской прямой защиты, но их зависимость от России за счет поставок вооружений, тем не менее, будет продолжаться, пока они не могут позволить себе платить за приобретаемое оружие.
Российские официальные лица говорят, что военные поставки будут осуществлены в надежде, что страны-получатели будут лучше подготовлены к возможным угрозам, исходящих из нестабильного Афганистана. Тем не менее, некоторые военные наблюдатели опасаются, что демпинговая военная техника в таких больших количествах в нестабильном регионе может нарушить существующий военный баланс и, скорее всего, приведет к неожиданным последствиям.
Кыргызстан и Таджикистан имеют пограничные споры друг с другом и со своим большим соседом Узбекистаном в Ферганской долине. Они часто обращаются к оружию, происходят частые трансграничные перестрелки, приводящие к гибели среди военных и гражданского населения.
Более того, и Кыргызстан и Таджикистан уже давно вовлечены в кажущийся неразрешимымводный спорс Узбекистаном, президент которого Ислам Каримов в прошлом угрожал войной, если две последние страны продолжат строить большие ГЭС на своих территориях, игнорируя технические и экологические проблемы Узбекистана внизу по течению.
Возможно, ободренный обещанием Кремля передать вооружение, президент КыргызстанаАлмазбек Атамбаев проявил боевую риторику в своих недавних интервью, сказав, что он не потерпит снисходительного языка от любого из соседей Кыргызстана и что Кыргызская армия способна дать бой любой иностранной армии.
Поскольку российские поставки вооружений все больше кажутся решенным делом, согласно правительству России, утверждающее, что уже завершены внутригосударственные процедуры, некоторые наблюдатели в регионе считают, что российские чиновники должны, по крайней мере, продемонстрировать некоторое ответственное поведение и спрос, в соответствии с лучшими примерами международной практики, [и потребовать] строгих гарантий от своих коллег в Кыргызстане и Таджикистане, что оружие, которое должно быть передано, не окажется, в конечном итоге, в чужих руках - учитывая предыдущие зафиксированные случаи, имевшие место в Таджикистане и Кыргызстане.
Риск все таки существует, так как некоторые хорошо разбирающиеся в местных реалиях люди утверждают, что заведомо коррумпированные чиновники Кыргызстана и Таджикистана могут попытаться реэкспортировать предоставленное вооружение другим силам в зонах конфликтов, в том числе в Афганистане, для получения быстрых наличных или окажутся не в состоянии обеспечить их сохранность во время внутренних кризисов, похожих на этнические погромы, произошедшие на юге Кыргызстана в июне 2010 года.
Тогда толпы этнических кыргызских националистов, не сталкиваясь с большой проблемой, и может быть, как утверждают некоторые, при пособничестве офицеров, захватили оружие в хранилищах Министерства обороны Кыргызстана и применили тяжелую военную технику в узбекских кварталах. Сцены того, как кыргызские националисты двигались на бронетранспортерах и размахивали АК-47, все еще свежи в памяти.
Сами кыргызские чиновники признают, что много оружия, захваченные толпами кыргызских националистов из военных объектов в те дни, еще числятся пропавшими без вести и без следа. Наблюдатели Центральной Азии иногда утверждают, что страны региона освоили искусство игры, когда одна великая держава сталкивается с другой для своей собственной выгоды, и выход на поверхность случая с безвозмездной передачей оружия, кажется, подтверждает эти утверждения.
Тем не менее, это вооружение с такой настойчивостью ожидаются властями Кыргызстана и Таджикистана, и в настоящее время легко предоставляется Кремлем, несут с собой риск заправки войны и разрушений, и ведет к дальнейшему увеличению разрыва между странами региона. Все это ведет Центральную Азию к серьезному риску превращения региональных споров в конфликт в будущем.
Поставляемое вооружение предоставляется якобы для того, чтобы помочь борьбе с возможными угрозами, исходящих из Афганистана, на самом деле может быть развернуто на " разрешение" других тлящихся конфликтов.
Несомненно, российские чиновники хорошо знают об этой опасности, поскольку они знают, как никто другой, что нет пистолета, который стреляет только в одном направлении.