Древний среднеазиатский ученый, все еще современник науки
04 Январь 2014 г., 09:22
Вот уже более 100 лет ученые задаются вопросом: кто действительно открыл Америку? Финикийцы, чьи следы якобы были найдены в Род-Айленде? Китайцы, якобы заплывшие в Сан-Франциско? Полинезийцы, общавшиеся с перуанцами? Викинги? Известный американский ученый, специалист по Центральной Азии Стивен Фредерик Старр (Stephen Frederick Starr) предполагает, что существование американского континента было рассчитано и теоретически доказано средневековым среднеазиатским ученым Абу-Райханом Аль-Бируни. Его статья на эту тему была опубликована в конце прошедшего года сразу в двух авторитетных изданиях - британском журнале History и французском Courrier International. Мы перевели ее специально для наших читателей.
В ту эпоху, когда викинги исследовали Гренландию, вдали от всех океанов было совершено открытие совершенно другого рода. Тысячелетиями торговцы из той земли, где сейчас Узбекистан, Туркменистан и Афганистан, водили караваны по всей Евразии. Возвращаясь домой, они рассказывали о своих приключениях, содержащих детальные описания географии и климат земель, которые они пересекали. Эти рассказы собирались и изучались местными учеными.
Блестящий эрудит Абу-Райхан Аль-Бируни (973-1048) родился в городе Кят, недалеко от Аральского моря (ныне город Бируни в автономной Республике Каракалпакстан, Узбекистан). Уже в юности он обладал обширными познаниями в математике, астрономии, минералогии, географии, картографии, геометрии и тригонометрии. Он говорил на фарси, арабском и хорезмийском языках. Позже он также выучил санкскрит.
В семнадцать лет Бируни рассчитывает широту и долготу родного Кята. Затем, опираясь на древнегреческие источники, он собирает географические данные о мире вокруг Средиземного моря, к которым он намеревается добавить координаты других местностей, расположенных на четырех сторонах света. Изучив античных авторов, таких как Птолемей (90-168 н.э.) и более близких ему по времени, проведя собственные исследования, он вычисляет, что Земля круглая. Он также приходит к выводу о гелиоцентрическом строении Вселенной, то есть, о том, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот.
Когда ему было уже 30 лет, Бируни обращается к более сложным системам своего времени, чтобы вычислить точную окружность Земли. В итоге, произведя подсчеты, он ошибся только на 10,44 миль по сравнению с современными данными.
Рисунок Аль-Бируни к его исследованию о фазах Луны
К слову сказать, Бируни шел за другим ученым из Средней Азии. Среди них был Ахмад-аль-Фергани, который в IX веке рассчитал полосу одного градуса долготы на экваторе, а затем и окружность Земли. Пятью веками позже Колумб изучил в латинском переводе труды Аль-Фергани, известного в Европе как Альфраганус. Именно его выводы о том, что Земля круглая, Колумб использовал как аргумент в спорах с потенциальными спонсорами, которые были скептически настроены по поводу его планов совершить кругосветное плавание.
Придя к выводу, что Земля является шаром, Бируни начинает размещать на своей новой карте мира все местности, которые были известны в ту эпоху. Тогда-то он и замечает, что по его расчетам, вся масса Евразии с самой западной точки в Африке до самой восточной точки в Китае представляет только две пятых части глобуса. Где еще три пятых?
Большинство тогдашних географов, от античности до XI века, считали, что евразийский континент окружен неким «Мировым Океаном». Но будет ли уравновешен мир, который настолько покрыт водой? Познания в минералогии помогли Бируни изучить относительную плотность и вес минералов всех типов и их взаимодействие в природе. Открыв концепцию удельной плотности, он знал, что вес минералов тяжелее воды. На этом основании Бируни делает вывод, что должны существовать другие континенты.
Заселены ли эти земли, или они пусты и дики? Погрузившись в свои данные о широтах и долготах известных мест, он констатирует, что человек заселил широкую полосу от севера на юг, т.е. от Руси до Индии, и самое сердце Африки. Если неизвестный континент или континенты необитаемы, то они должны располагаться южнее или севернее этой полосы, заключает Бируни. Ну, а если они находятся в пригодных к обитанию широтах, то непременно заселены.
В 1037 году Бируни, основываясь на своих тридцатилетних исследованиях и применяя аристотелевскую логику, приходит к своим историческим заключениям касательно существования Нового Света.
Конечно, это не означает, что именно Бируни открыл Америку. Он только собрал воедино все знания и исследования своего времени от древних греков до современных ему индийцев и арабов. Вооружившись мудростью и логикой, используя точные математические и тригонометрические инструменты, Бируни открыл совершенно новый научный метод и технологии для генерирования и обработки объемных и точных данных.
Он был очень осторожен в своих выводах. Своим современникам он представил их в форме гипотезы для лучшего понимания, для того чтобы другие исследователи могли бы провести свои «полевые испытания», что произошло только пятьсот лет спустя. В итоге европейские исследователи смогли с успехом подтвердить правильность многих гипотез средневекового азиатского ученого.
Первая карта Америки, составленная Себастьяном Мунстером (Sebastian Munster) в 1540 году.
Этот сын Средней Азии был величайшим исследователем, мостом между античным миром и европейскими исследователями. Два основополагающих свойства деятельности Бируни подтверждают эту мысль. Во-первых, он совершил свои открытия благодаря систематическому и строгому применению логических размышлений, будучи не ограниченным религиозными догмами и светскими концепциями. Он был мусульманином, но смог разорвать культурно-специфичные предположения своей религии, за что христианские ученые на Западе боролись еще в течение нескольких столетий после него.
Он проводил свои умопомрачительные интеллектуальные исследования, хотя и жил далеко от моря, в замкнутом пространстве, основываясь только на научных рассуждениях.
Когда он был абсолютно уверен в своей правоте, он излагал письменно свои научные рассуждения с четкой аргументацией, чтобы сомневающийся мог перепроверить их своими собственными расчетами.
Кто сегодня может лучше изложить кредо этого среднеазиатского энциклопедиста, чем он сам?
«…в абсолютном смысле, наука хороша сама по себе, невзирая на [содержание] ее знаний; ее притягательная сила вечна и непрерывна… [Слуга науки] должен возносить хвалу усердным [ученым] всякий раз, когда их усилия [проистекают] из благодати [самой науки], а не из [надежды добиться] победы в споре».
Даже сегодня modus operandi (способ действия) Бируни остается удивительно современным. Его голос спокойствия и бесстрастного научного исследования громко звучит из глубины иррационального и суеверного средневекового мира.
Он исследовал Нандану, которая располагается на территории нынешнего Западного Пенджаба, недалеко от Джаммы и Кашмира, ставшей впоследствии сценой полувекового вооруженного конфликта между Индией и Пакистаном.
Газни (Афганистан), где он написал свою астрономическую энциклопедию Codex Masudicus и где он похоронен, наводнен сегодня вооруженными людьми и бронированными машинами.
Если когда-нибудь Афганистан получит стабильное правительство, путешественники и туристы потянутся в Газни, чтобы почтить память великого исследователя, подвигнувшего Колумба искать Новый Свет.
Фредерик Старр - исследователь, преподаватель Школы продвинутых международных исследований Пауля Нитца при Университете Джона Хоппкинса, президент Института по исследованиям Центральной Азии и Кавказа.