На Западе находят альтернативу хлопку
04 Декабрь 2013 г., 14:24
Пока в Центральной Азии полным ходом собирают хлопок, проблемы принудительного труда и неэкономного использования воды вызвали дебаты о снижении зависимости от хлопка.
Для миллионов людей во всем мире джинсы из хлопка — основной предмет гардероба: прочные, стильные, удобные и простые. Однако то воздействие, которое их производство оказывает на Землю, простым назвать никак нельзя. Студентка-дизайнер Доун Элламс, создавшая одну из первых в мире пар нехлопковых джинсов, объясняет причины:
— Джинсовая ткань, во-первых, чрезвычайно водоемкая. На её производство нужно много воды. Необходимо много воды для выращивания и при уборке хлопка. И потом, чтобы превратить его в джинсовую ткань, вы прибегаете к использованию либо натурального, либо синтетического красителя индиго, так что понадобится много красильных ванн для придания этого цвета.
Для изготовления одной пары джинсов, начиная с хлопкового поля и до производства ткани, может потребоваться 10 тысяч литров воды. Если прибавить к этому человеческий труд тех, кто участвует в уборке хлопка, простые джинсы превращаются в один из самых непростых предметов гардероба, которым можете обладать.
В связи с уборкой урожая хлопка в Центральной Азии, сообщения о принудительном труде и об истощении водных запасов в очередной раз спровоцировали озабоченность по поводу растущих издержек, связанных с охраной окружающей среды и человеческим трудом.
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ТКАНЬ
Элламс, доктор наук, исследовала цвета и текстиль в шотландском университете Heriot-Watt, потенциальное решение видит в использовании таких альтернативных тканей, как тенсел. Из этой ткани она сшила джинсы, футболки и другую одежду:
— Особенность тенсела в том, что он очень мягкий. Отзыв, который я всегда слышу от каждого, кто примерил джинсы или футболки, — как люди чувствуют себя в них. Это первое, что говорит каждый: «Они такие мягкие». Вы не захотите их снимать, потому что они действительно хорошо сидят.
Тенсел, также известный под общим названием «лиоцелл», сделан из древесины эвкалипта. В сравнении с хлопком, для производства того же количества волокна необходимо на 70 процентов меньше посевной площади и в 20 раз меньше воды.
Из целлюлозы эвкалипта можно спрясть не только сходную с хлопком ткань, но и разнообразные традиционные волокна. Замкнутый цикл производства ткани тенсел также означает, что ее растворители повторно используются на 99,6 процента и почти полностью экологически безопасны.
РАСТУЩАЯ ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ
Головной офис производящей тенсел компании Lenzing Fibers расположен в Австрии. Менеджер Джим Тейлор говорит, что в настоящее время тенсел используется всюду, начиная от одежды и автомобильных сидений до постельного белья и ковров.
— Люди становятся всё более и более осведомленными о проблемах с синтетическими волокнами, не являющимися износоустойчивыми, как полиэстер, потому что они изготовлены из нефти. Люди знают больше о некоторых проблемах, связанных с хлопком с точки зрения потребления воды и пестицидов, которые используются в производстве, — рассказывает Джим Тейлор.
Всё чаще западные компании по производству одежды и модельеры обращаются к таким тканям, как тенсел, поскольку потребители требуют более экологически чистой одежды.
Потребность в более прочных тканях проявилась вместе с обострившимся вниманием производителей одежды и потребителей к практике трудовых отношений в странах, предоставляющих большую часть исходных материалов и производство. Всё большее число международных брендов одежды и розничной торговли отказываются от использования узбекского хлопка в знак протеста против принудительного и детского труда.
Мэтью Фишер-Дэли — координатор всемирной «Хлопковой кампании», коалиции правозащитных групп и инвестиционных организаций, пытающихся положить конец принудительному труду в Узбекистане, где ежегодный урожай почти в один миллион тонн собирается вручную.
Фишер-Дэли считает, что такие прочные ткани, как тенсел, — прекрасная альтернатива, такая как нехлопковые джинсы Элламс, — могут в конечном счете оказаться мощным инструментом давления на такие страны, как Узбекистан и другие, для отказа от принудительного труда и разрушительной зависимости от хлопка:
— Хлопок, конечно, производится в количестве, превышающем спрос в Центральной Азии, что наиболее важно — в Узбекистане, где вы наблюдаете за высыханием Аральского моря, которое оказало огромное влияние на население. Необходимо рассматривать альтернативы хлопку. Есть способы значительно улучшить производство хлопка и сделать его более эффективным и более выгодным для фермеров и людей, которые работают на уровне фермерских хозяйств, — говорит Фишер-Дэли.
В настоящее время это означает продолжение бойкотирования и дипломатического давления, чтобы убедить узбекское правительство выполнять обязательства в сфере труда и реформировать свой хлопковый сектор.
Доун Элламс признаёт, что такая сельскохозяйственная культура, как хлопок, не исчезнет:
— Я не думаю, что мы когда-нибудь будем жить в мире без хлопка. У него есть много достоинств. Просто нужно решить проблемы в этой сфере.