Солдат из Дейнау вернулся с войны через 75 лет
25 Февраль 2017 г., 19:27
Крымские поисковики из ассоциации «Отчизна» в октябре прошедшего года обнаружили у села Владиславовка Кировского района останки 92 бойцов. При одном из погибших сохранился клочок записки со словами: «Туркменская ССР Чарджоуский район, райздравотдел. Получатель Рахия Багаутдинова».
Поиском родственников погибших бойцов занимались Наталья Дзюба и Оксана Шеремет из города Керчь. Обращение в электронный архив Минобороны РФ результатов не дало. И тогда, по рассказам Оксаны, она написала в различные туркменские группы, просила откликнуться знакомых или родственников Багаутдиновых.
В группе «Неизвестная Туркмения» в «Одноклассниках» обращение Оксаны разместил Валерий Багаутдинов, чарджоуский земляк, проживающий в Йошкар-Оле. Очень быстро на сообщение поисковиков откликнулась учительница. Позднее ее дочь из Подмосковья сообщила, что клочок записки принадлежал их родственнику Нехматжанову Абдрахману Хасановичу 1923 года рождения, уроженцу города Астрахань. Он был призван в армию в 1941 году, окончил Грозненское военно-пехотное училище, пропал без вести в 1942 году.
Больше знала о погибшем его 81-летняя двоюродная сестра Сафия Багаутдинова, проживающая в Астрахани. Женщина прислала письмо, в котором рассказала следующее: «Мы жили в Дейнауском районе Чарджоуской области в Туркмении. Брата после окончания 10 класса забрали на войну в 1941 году. Он писал письма матери, но она не отвечала, по какой причине, я не могу знать. Мама его работала в амбулатории районной, я когда была маленькой, помню, приходила к ней.
Письмо, которое он написал с Грозного, сохранилось у нас. С этим письмом он выслал и фотографию в военной форме, на голове фуражка со звездочкой, а на воротнике кителя по ромбику с каждой стороны. Я хранила эту фотографию в семейном альбоме. В 2003 году я выехала из Туркмении, но до выезда у меня украли сумку, где находилась фотография брата и другие мои документы.
Одна из фотографий в семейном альбоме, школьная, сохранилась,
на обратной стороне фамилии музыкантов. Он сидит в первом ряду второй слева направо с трубой.
Вторая фото в молодости, где он стоит и держит двоюродного братика. Было еще одно письмо, где он писал в конце, что летят самолеты, и он заканчивает писать. Письмо это не сохранилось, но я хорошо помню последние строчки. Когда заходил разговор с сестрой, я говорила, наверное, в него попала бомба и его не нашли. Сестра сказала, что после этого письма еще были письма. Пришло матери извещение, что пропал без вести. Мать Абдрахмана умерла в 1944 году. Это все, что от него осталось. Его искали я, девушка, которая его любила, но ответа не было. Я все думала, как он погиб. Все документальные фильмы смотрела, может, где мелькнет его лицо».
Поисковикам не хватало информации о том, почему о нем нет данных в центральном военном архиве Министерства обороны в разделе «Крымфронт», в каком подразделении он воевал после Грозненского военно-пехотного училища.
И тогда они решили обратиться к почерковедам. «Обычно экспертиза – это дорогостоящее мероприятие. Но в этот раз эксперт из Симферополя Иван Яровиков согласился на благотворительной основе сделать внесудебную почерковедческую экспертизу. Иван Владимирович сравнил письма солдата и записку, которая была при нем найдена, и установил, что эти документы выполнены одним лицом.
После это не было никаких сомнений в том, что на месте былого сражения обнаружен прах именно Абдрахмана Нехматжанова.
Теперь и двоюродная сестра Сафия Багаутдинова, и его племянница Зулейха Хаидова приедут на захоронение останков своего родственника, которое состоится в апреле этого года в пгт. Кировское. Можно образно сказать, что солдат, спустя 75 лет вернулся домой.