СЕГОДНЯ НА САЙТЕ: Гурбангулы Бердымухамедов выступил с речью по случаю открытия новой мечети Сегодня, 18:07Глава Туркменистана встретился с Генсеком Организации тюркских государств Сегодня, 18:06Президент Туркменистана встретился с главой Международной федерации тенниса Сегодня, 11:37Сердар Бердымухамедов принял Генерального секретаря ЮНВТО Сегодня, 11:33Президент Туркменистана принял Генерального секретаря ОЭС Сегодня, 11:22Рассмотрена возможность открытия факультета туркменского языка в университете Кореи Сегодня, 11:16

«Не сломай нож на хвосте коровы!»
03 Сентябрь 2015 г., 17:47

(а теперь, возможно, он – казах)

Знакомлюсь со статьей (автор Расул Жамалы) «ИГИЛ: религиозный радикализм вербует рекрутов в Центральной Азии» (24.08.2015 г., сайт eurasiancourier.ru, Ежедневное сетевое информационно-аналитическое издание «Евразийский курьер», Россия). Проблема затронута наисерьезнейшая – вербовка террористами граждан стран ЦА, попытки проникновения боевиков в регион, необходимость противодействия религиозному экстремизму.

Откровенно говоря, ожидал большего – серьезного и всестороннего анализа ситуации с точки зрения зрелого эксперта, затронувшего столь актуальную тему,  предварительных оценок и возможных прогнозов. Тем более, что автор пытается выдать себя за казаха – этноса, проживающего в Центральной Азии и знакомого с ситуацией в регионе.

Почему заостряю внимание на этом? До Расула Жамалы некоторые российские журналисты пытались выдать себя за американцев, европейцев, представителей Таджикистана, Туркменистана и Азербайджана. А теперь вот и представитель Казахстана «проявился». Ничего не имею против участия в обсуждении злободневных тем представителей различных стран, наоборот, я сторонник этого. Но представители России как-то сразу или постепенно выдают себя.

Однако мои радужные ожидания по мере прочтения статьи постепенно улетучивались. Если по некоторым моментам и можно было бы согласиться с автором, по некоторым – поспорить, то в иных (в который уже раз!) была предпринята откровенная попытка навязать свое мнение, как это уже неоднократно предпринималось на российских сайтах.

Не хотят, видимо, отдельные российские чиновники (а заодно с ними и эксперты и аналитики различных мастей) смириться с мыслью о том, что страны  ЦА  уже не те, которыми они были 15-20 лет назад, а руководство этих государств как говорится, прошло через горнило тяжелейших испытаний и научилось принимать решения самостоятельно, без подсказок «сверху».

Видимо, ностальгия по советскому прошлому (имею в виду желание покомандовать и раздавать «указивки») не дает им покоя.

Поэтому попробую в меру своих сил и возможностей поделиться своим видением ситуации, а если кто имеет другое мнение – пожалуйста, высказывайтесь, буду очень признателен.

Начнем, пожалуй, с того, что, по мнению автора, «…благоприятной средой для распространения радикальных течений ислама служил идейный вакуум в результате развала Советского Союза и крушения коммунистической идеологии». Здесь нельзя не согласиться с ним. И ислам - в качестве традиционной веры местных народов начал частично заполнять эту пустоту.

Да, действительно, с начала 1990-х, для восполнения религиозной неграмотности и начались тесные контакты с представителями мусульманского мира, особенно Турцией, Ираном, Саудовской Аравией, Египтом, Пакистаном. Из этих стран в регион стала поступать религиозная литература, молодые люди получили возможность обучаться (в основном бесплатно), в духовных семинариях указанных стран.

Этот период можно сравнить с нахождением человека в течение длительного времени в пустыне, обессилевшего от жажды. Но найдя источник воды, он… сначала окунает голову в воду, а лишь потом, немного остыв, начинает пить. Так, по-моему, и произошло с народами ЦА  (да и не только с ними). Сначала начался бум по строительству мечетей – ведь религия в течение 75 лет была «опиумом для народа», а тут - внезапно на голову свалилась свобода. И только потом, осознав реальное положение дел, власти стали регулировать ситуацию. Где-то это удалось провести бесконфликтно, а где-то пролилась кровь – почувствовавшие вкус власти ортодоксы не желали её добровольно отдавать. Примеры здесь приводить не буду – они хорошо известны, а где-то раны до сих пор кровоточат.

Конечно, можно согласиться с Расулом Жамалы и в вопросе путей проникновения фундаменталистской ветви ислама  в страны ЦА, которая порой входила в противоречие с исламом умеренного толка, традиционного  для ЦА. Не последнюю роль сыграла  и сложная социально-экономическая ситуация в  регионе, связанная со становлением в указанных странах государственности и связанные с ней проблемы. Невозможно согласиться с мнением автора о «…девальвации моральных ценностей, место которых заняли культ денег и стяжательства, а доверие общества к органам власти было подорвано». Конечно же, такие уродливые явления сопровождают  процесс становления новых государств, но «стричь их всех под одну гребенку» тоже не стоит – как никак народы ЦА в большинстве своем поддерживали своё руководство, веря в возможность исправления ситуация и что проблемы эти – временные.

Не обходилось (да и не обходится до сих пор) без участия злопыхателей, которым как бальзам на сердце были и есть ошибки и экономические трудности, с которыми приходилось сталкиваться странам на начальном этапе. В этой связи можно провести параллель между становлением  государств  региона и первыми шагами ребенка – ребенок спотыкается, качается из стороны в сторону, порой падает, но всё же идёт вперёд.

В спорах со своими оппонентами (а среди них были лица, занимавшие довольно высокие посты)  всегда задавал один и тот же вопрос: «Скажите, а когда ребенок учится ходить, то он падает или ударяется об какой-либо предмет, вы в этом случае что, ругаете его или того хуже бьете, чтобы он не совершал ошибок, или все же аккуратно подсказываете ему, чего не надо делать, терпеливо  учите правильно распределять свои действия?». И чаще всего получал ответ: «Конечно, мы всегда помогаем детям избегать ошибок и не наказываем их за это». Так и в ситуации со становлением стран ЦА, многие развитые государства, включая мировых лидеров, старались помочь им делать эти самые  первые шаги становления.

Однако, не все было так просто. Хорошо помню, как государственные чины различного уровня презрительно высказывались в адрес региона, предрекая политический и экономический крах, называя страны ЦА «несостоявшимися государствами», и старательно ожидали, когда мы «приползем на коленях за помощью…».

Не приползли, и даже не думали об этом. Преодолевая трудности, претворяя в жизнь политику добрососедства и взаимной выручки, страны ЦА «возрождались из пепла», и теперь уже начали составлять конкуренцию странам, предрекавшим им верную гибель.

Но и это снова не устраивает политологов - «астрологов» - ведь их прогнозы не свершились, регион шаг за шагом добивается признания в мире, некоторые страны ЦА уже входят в число мировых лидеров в различных сферах экономики.

Вот тебе и «несостоявшиеся государства»!

Скажите, много ли вы видели готовых признать собственные ошибки и покаяться? К сожалению, и в настоящее время они не составляют  большинства, но их численность неуклонно растет. А вот тех, кто умудрялся, как говорят туркмены, «сломать нож на хвосте коровы» (т.е. начинать благое дело и в конце из-за необдуманных действий все испортить), становится всё меньше.

Надо отдать должное Расулу Жамалы – он скрупулезно рассказывает о появлении различных террористических организаций, в том числе и «венце терроризма» - ИГ.  Разложив ИГ по «косточкам» (историю становления, деятельность, заявленные цели и т.п.), автор наконец-то, как говорят французы, «возвращается к своим баранам» - т.е. как и некоторые российские и пророссийские сайты начинает традиционно… запугивать страны ЦА возможностью «…вторжения ИГ». Вот небольшой отрывок из его статьи: «…что касается собственно Центральной Азии, то, по имеющимся сведениям, в рядах «Исламского государства» в настоящее время воюют свыше 4 тысяч боевиков из нашего региона. На войну уходят не только мужчины, как это было раньше, но и женщины. В отдельных случаях на сторону ИГ переходят целыми семьями и даже селениями. Вызов состоит в том, что эти элементы окольными путями будут возвращаться на родину, поскольку амбиции ИГ сегодня простираются дальше Сирии и Ирака. В интернете уже распространяются угрозы со стороны ИГИЛ в адрес светских режимов в Центральной Азии. Конечная цель прежняя — создание Халифата.

На днях Контртеррористический центр США обнародовал тревожное известие: «Исламское государство» уже завербовала сотни молодых людей из республик Центральной Азии, в том числе более тысячи - из Казахстана».

 

Как и его неудачники-предшественники из числа так называемых «экспертов» и «аналитиков» Расул Жамалы не только начинает кликушествовать, но и в унисон указанной выше категории «астрологов», начинает… (ты не поверишь!) подсказывать ИГ, как лучше развернуть деятельность против стран Центральной Азии под видом «собственных раздумий». Что это – элементарное непонимание или… умышленное подталкивание ИГИЛ к «воротам ЦА»?

Для достоверности делается ссылка на аналитика Службы национальной безопасности Узбекистана Бахтиера Шарафова, который, якобы, заявил: «Появление ИГИЛ у самых «ворот в Центральную Азию» означает, что потенциальная угроза превысила уровень терактов и боевых операций», - заявил аналитик. Причем сегодня политика ИГ на территории ЦАР - это «комбинация военных и невоенных методов». По словам Шарафова (сомнительно, что такой есть на самом деле), лидеры ИГ уже отправили эмиссаров в Узбекистан и другие среднеазиатские страны с задачей вести пропаганду.

Что-то не припомню, чтобы такие организации как СНБ Узбекистана делали необдуманные заявления, могущие отразиться на ситуации в ЦА. Судя по спокойной обстановке в Узбекистане (иначе Интернет запестрел бы соответствующими сенсационными материалами), можно сделать два вывода: либо СНБ держит всю ситуацию под контролем, не давая вздохнуть ИГИЛ-овцам, либо действительно нет такого «аналитика СНБ» Бахтиера Шарафова, а приписываемые ему слова прямая дезинформация.

Лично я склонен верить во второе. Если не прав, то пусть СНБ простит меня великодушно.

Расул Жамалы ставит извечный вопрос, поднятый ещё Чернышевским, «Что делать?». Попробуйте угадать его ответ с первого раза…

Конечно же «…на фоне слабости местных режимов и рыхлости региональной кооперации, казалось бы, важным фактором безопасности в ЦА служат ведущие мировые державы и многосторонние структуры, как ОДКБ, НАТО, ШОС. Однако, положение усугубляется не только их различными подходами по международной повестке дня, но и взаимными подозрениями…

В результате проблемы безопасности в регионе растут, а решать их некому, так как все ключевые внешние игроки, которые могли бы помочь, вместо этого конкурируют за влияние».

Тем не менее, «…Кремль стремится усилить свое военно-политическое присутствие в Центральной Азии».

Понятно, что после такого заявления приходится лить «крокодиловы слезы» по поводу того, что «…в последнее время российские официальные лица часто подчеркивают, что Туркменистан и Узбекистан, на территории которых нет российский войск, находятся в особой опасности. Так, Николай Бордюжа, генсек возглавляемой Россией Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), заявил в сентябре 2014 года, что исламисты пытаются создать в Центральной Азии «…подпольное экстремистское государство», призвав Туркменистан и Узбекистан  сотрудничать с точки зрения общих усилий, направленных на обеспечение стабильности в регионе».

В отношении Узбекистана следует даже нечто вроде прямой угрозы, что в случае, если Ташкент будет ориентироваться на США, то «Ферганская долина может превратиться в сферу противостояния Востока и Запада, и ситуация в ней будет напоминать то, что сейчас происходит в Украине».

 

И вовсе свое разочарование демонстрирует Расул Жамалы, когда вопрос касается самого главного «А что же делать?». По его словам, «…все, что мы видим со стороны государств Центральной Азии, так это топтание на месте в части укрепления обороноспособности ,  национальной и коллективной, забалтывание либо откровенное игнорирование стоящих вызовов, упование на мало к чему обязывающие международные структуры в сфере безопасности, как то ОДКБ или ШОС. Принятие же формальных, в основном, решений и законов, учреждение каких-то малопонятных ведомств, либо проведение кампаний по изъятию пропагандистских роликов ИГИЛ из Интернета, вряд ли служат достаточной мерой защиты и поводом для самоуспокоения».

При этом автор (возможно, сам того не желая) в качестве одного из приоритетов в сфере противостояния внешним угрозам подчеркнул, что необходимо «эффективно противодействовать информационным диверсиям извне».

Как знать, возможно, в этом-то он как раз и прав.

Солтан Сарыджаев