СЕГОДНЯ НА САЙТЕ: Официальное письмо на имя Президента Туркменистана Сегодня, 10:22Туркменистан и Катар обсудили двустороннее сотрудничество Сегодня, 10:15Визит Национального Лидера туркменского народа Гурбангулы Бердымухамедова в Княжество Монако Сегодня, 10:11Гурбангулы Бердымухамедов обсудил с главой «Буиг» перспективы сотрудничества Сегодня, 10:05Выступление Председателя Халк Маслахаты Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова на встрече с членами Группы национальных конных игр «Galkynyş» Сегодня, 10:00Вышел новый номер научно-прикладного журнала «Демократия и право» Сегодня, 09:58

С больной головы на здоровую
29 Август 2015 г., 13:53

После Майдана на Украине в 2014 г. Россия начала мощную, хорошо спланированную информационную войну, что оказалось полной неожиданностью для Запада и США. Активность России застала последних врасплох, они начали проигрывать локальные информационные войны, и потребовалось почти полгода, чтобы ЕС, НАТО и, конечно же, США начали задумываться о необходимости проведения контрпропагандистских мероприятий.

Однако, активность Кремля не ограничилась лишь «полем боя» на Западе. Пропагандистская машина вела «огонь на поражение» и по странам  Центральной Азии, где основной целью является их вывод от возможного попадания под влияние США и Евросоюза и стремление «привязать» их к России напрямую или через ШОС, ОДКБ и ЕАЭС.

«Строптивые» же страны ЦА (в первую очередь, Туркменистан и Таджикистан) попали под жесткий пресс информационной войны. На протяжении нескольких последних лет средства массовой информации России (в основном, электронные) словно соревновались между собой в том, какой сценарий возможной войны для Средней Азии будет наиболее устрашающим. Сначала пытались напугать возможностью повторения войны в Таджикистане, затем грозили перспективами войны в Узбекистане и в Кыргызстане. Потом на повестке дня встала война в Туркменистане. Запугивался и Казахстан возможностью гражданской войны - якобы могут восстать племена Западного Казахстана, адайцы.

В этой связи встал вопрос: «Кто же заинтересован в том, чтобы постоянно поддерживать народы Средней Азии в состоянии перманентного страха войны?»

Что касается Туркменистана, то сначала появились предложения сохранить двойное гражданство жителям, в частности, с российскими паспортами, этот вопрос начал регулярно «вбрасываться» в медиа пространство,  с попытками использовать ситуацию с бипатридами в своих интересах.

Когда же  этот способ «шантажа» не увенчался успехом, в электронных и других СМИ начался второй виток информационной войны - развернулась  оголтелая кампания по запугиванию населения Туркменистана возможным вторжениям боевиков ИГИЛ и талибов из Афганистана. Началась буквально поэтапная «информационная канонада» - сначала пошли материалы о «концентрации и численности» мнимых боевиков на границе с Афганистаном, которая возрастала с каждой новой порцией статей (от 1,5 тысяч до …10 тысяч человек). И всё с чёрными знамёнами!!!

Потом начались (как и ожидалось) «боестолкновения» и наконец, появились «жертвы» (ну, этих самых, как его, «боестолкновений»). Особенно старались корреспондент «Немецкой волны»  Виталий Волков, эксперт центра изучения современного Афганистана Андрей Серенко, ведущий аналитик НИЦ «Неоэкономика» Александр Виноградов, корреспондент сайта «Росбалт» Игорь Ротарь.

Можно даже  называть всех тех российских «писак», которые, как говорится, «косили» под американцев, европейцев, казахов, узбеков, таджиков и т.п., выступая под различными псевдонимами.

И как вопль отчаяния можно расценить привлечение к этой, с позволения сказать, «деятельности» потерявших всякую связь с Туркменистаном и получающих информацию о своей бывшей Родине из Интернета, бывшего дипломата, некого лидера оппозиционной Республиканской партии Туркменистана в изгнании Н. Ханамова, проживающего  ныне в Австрии, но уже под фамилией жены – Мархина (так что он ныне - Нурмухаммед Мархина); экс-депутата Меджлиса Туркменистана Х. Союнова, сбежавшего в Швецию, опасаясь возмездия за свои сексуальные прегрешения в Туркменистане, и, наконец, к этой кампании были даже подключены недоучки со средним образованием Ф. Тухбатуллин, объявивший себя «оппозиционером» к властям Туркменистана, сам бывший гражданин этой страны и Р.Мятиев. Так вот, этот самый Тухбатуллин и «отличился» в одном из своих материалов – он использовал фото погибших в 2012-2013 годах казахстанских пограничников, чтобы таким образом подтвердить «гибель» туркменских пограничников. Более кощунственного оскорбления памяти погибших при защите своей Родины воинов я не видел. Одно это вызвало буквально шквал нападок на Тухбатуллина, в адрес которого плюются и которому иногда открыто грозят расправой. А Мятиев рьяно защищает своего дружка-наркомана, который был задержан правоохранительными органами Туркменистана за незаконный оборот наркотиков. Теперь Мятиев выдает его за журналиста своего сайта АНТ и …правозащитника.

Услугами таких вот провокаторов, к сожалению,  иногда пользуются и некоторые российские и пророссийские сайты.

Однако, поняв, что указанная «братия» не справляется с поставленной глобальной задачей, российская идеологическая машина подтянула «тяжелую артиллерию» в лице эксперта Центра изучения современного Афганистана Н. Мендковича; востоковеда, доктора исторических наук, профессора кафедры политологии Киргизско-Российского Славянского университета А. Князева; руководителя отдела Средней Азии Института стран СНГ А. Грозина; президента Института Ближнего Востока Е. Сатановского; исламоведа, заместителя председателя Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ Р. Силантьева; заместителя гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности России А. Гривача; спецпредставителя президента России по вопросам Афганистана З. Кабулова и других.

Вся эта пропагандистская кампания тесно увязывалась с попытками российского «Газпрома» оказать давление на Ашхабад, заставив его пойти на неоправданные уступки в ценовой политике, а также отказаться от участия в Транскаспийском газопроводе (ТКГ), который поддерживается ЕС, и фактически становится конкурентом российскому газу. Через СМИ идет беспрецедентное давление на Туркменистан с целью запугать Ашхабад возможными «последствиями», вплоть до «аварий и экологической катастрофы Каспийского моря».

То же самое наблюдается и с проектом газопровода ТАПИ, когда в противовес ему российские сайты  начали активно рекламировать газопровод ИП (Иран-Пакистан), говорить об «опасности» его прокладки через территорию Афганистана, якобы, недовольстве Катара ТАПИ, т.к. он становится конкурентом и т.п.

Становится ясным, что Россию (через ее экспертов и аналитиков) раздражает взвешенная политика Туркменистана, его понятное стремление диверсифицировать поставки своих энергоресурсов на мировые рынки.

Чувствуется, что авторы тенденциозных статей немного подустали от уверений в том, что вот- вот боевики ИГИЛ вторгнутся в Центральную Азию. Последней своей «козырной картой» российские эксперты считают водную проблему стран Центральной Азии, «благодаря» которой, Москва стремится получить дополнительные рычаги воздействия на этот регион и выставить себя в роли «старшего брата». Был даже вброшен соответствующий тезис: «Не менее серьезной угрозой для республик этого региона является проблема водных ресурсов. Для проживающих здесь людей вода - на вес золота. Без нее невозможно развитие сельского хозяйства, в котором занята большая часть населения. Поэтому можно утверждать: кто управляет водой, тот управляет Средней Азией».

Однако страны ЦА не поддались на уловку и путем двусторонних и многосторонних переговоров ушли от «крена» в сторону силового решения данной проблемы.

Как видно, российские СМИ, ее эксперты и аналитики ни на минуту не выпускали ситуацию в странах Центральной Азии из поля зрения, осуществляя мощную кибератаку и пытаясь оказать выгодное себе влияние на государства региона.

В этой связи, появление 19.08.2015 г. статьи эксперта по Ближнему Востоку Владимира Платова под заголовком «Как Вашингтон защищает свободу печати», сайт journal-neo.org (Электронно-аналитический журнал «Новое восточное обозрение», Россия), можно  расценить и  как попытку свалить проблему с «больной головы  на здоровую», т.е. переложить ответственность за нагнетание напряженности в регионе Центральной Азии на США.

Утверждение российских СМИ о том, что  «Вашингтон уделяет созданию на базе чешского офиса Radio Free Europe/Radio Liberty цифрового медиадепартамента DIGIM, куда для работы привлекаются специалисты по социальным сетям с задачей «противостоять российскому влиянию посредством различных соцмедиаплатформ» как раз и является ответом Запада на информационную войну, развязанную Россией.

Тем не менее, вдруг оказалось, что «Вашингтон  в последнее время заметно активизировал свои усилия по укреплению собственных позиций на постсоветском пространстве, особенно в странах Центральной Азии. В качестве одного из главных направлений указанной деятельности Белый дом выбрал информационно-психологическое противоборство…»

Ловко, ничего не скажешь. Конечно, никто не сможет отрицать наличие интересов США в регионе ЦА, однако мы не видели такого мощного информационного воздействия со стороны американцев в последние два года. По мнению В. Платова, «в государствах, против правительств которых Вашингтон разворачивает сегодня информационно-психологическое противоборство, Соединенные Штаты стремятся с особым рвением защищать права и деятельность своих подручных, даже если последние и имеют весьма подмоченную и неприглядную репутацию. Одним из последних примеров этому может служить развязанная Вашингтоном в последние дни пропагандистская кампания «в защиту независимых журналистов» в Туркмении и в связи с арестом в этой стране 7 июля с.г. внештатного фотокорреспондента радиостанции «Азатлык», являющейся туркменским отделением Радио «Свобода», Сапармамеда Непескулиева».

Вот те на! Оказывается, что сайты, особенно Альтернативные Новости Туркменистана (АНТ), «ЦентрАзия», ИА REGNUM и т.п., рьяно защищающие С. Непескулиева, являются не иначе как проамериканскими.  А мы-то по своей наивности, оказывается, считали их пророссийскими и российскими!

Причем для «подтверждения» своего мнения, В. Платов заявляет, что «в эти акции даже вовлекается госдепартамент США», использовав общее высказывание помощника госсекретаря США по странам Центральной и Южной Азии Ниши Бисвел, высказанные в ходе пресс-конференции: «Независимые медиа – один из непреложных принципов создания сильного и стабильного гражданского общества. Этим вопросом мы занимаемся не только в Центральной Азии, но и в других странах мира, призывая защищать свободу печати и обеспечивать безопасность журналистам».

Итак, во всем оказывается, «виноваты Соединенные Штаты Америки, а Россия выглядит совсем как жертва американского произвола». Но не все российские эксперты так думают. Появившиеся подряд несколько статей свидетельствуют совсем о противоположном (статья В Откина «Россия призывает не пугать Среднюю Азию ИГИЛом?», сайт  ca-snj.com (Информационный сайт «Союз независимых журналистов Центральной Азии» Румыния) от 19.08.2015 г., статья М. Романова, В. Откина «Кому не терпится поссорить страны Средней Азии на любой почве?», статья Б.Амангелдиева и В.Откина «Газпром» хочет узаконить грабеж туркменского газа?» от 20.08.2015 г. на том же сайте; интервью с востоковедом, доктором исторических наук, профессором кафедры политологии Киргизско-Российского Славянского университета Александром Князевым, вышедшее под заголовком «Границы активности ИГИЛ определяют США» от 20.08.2015 г.).

Указанные эксперты, вероятно, поняли, что все попытки России оказать давление на страны Центральной Азии в целом, и Туркменистан, в частности, не принесли желаемых результатов. Более того, по их мнению, в Кремле поняли: эта тактика приносит совсем обратный эффект – страны ЦА начали понемногу отдаляться от России.

По мнению указанных выше аналитиков, Москва, по всей видимости, поняла, что неумная пропаганда с «надуванием пузыря» ИГИЛ вызвало побочный эффект - увеличилось число рекрутов ИГИЛ среди молодежи и появилась мода на ношение хиджабов и длинных бород. К тому же нашумевший в России случай с В. Карауловой, которая добровольно поехала в Сирию в ряды ИГИЛ, буквально вызвал ажиотаж в медиа пространстве.

Наверное, в этой связи сейчас замелькали фразы типа «не стоит преувеличивать возможности ИГ в Средней Азии», «численность боевиков на границе с Туркменистаном около 200(!!!) человек» (а помнится, было 10 тысяч человек); «разговоры о пришествии ИГИЛ в республики Центральной Азии очень сильно преждевременны»; «о заметном влиянии ИГИЛ мы не можем говорить даже в Афганистане и Пакистане, и уж тем более нет оснований говорить об этом в отношении Центральной Азии. Имеет место использование этого бренда», ну и т.п.

Утверждения о том, что странам Центральной Азии «наступит конец, если они дружно не нырнут под спасительный зонтик ОДКБ», постепенно исчезают.

Очень хочется верить, что все, кто ранее пытался стращать ИГИЛ-ом Центральную Азию, вбить клин и стравливать эти страны между собой, искать «американский след», теперь наконец-то поймут, что это не доведет до добра.

Надеюсь, что наступает прозрение.

Виктор Какин