СЕГОДНЯ НА САЙТЕ: Туркменистан важное звено международных железнодорожных перевозок Сегодня, 12:57Принята Ашхабадская декларация по итогам 38-го заседания Конференции руководителей ОСЖД Сегодня, 12:19В Туркменистане прошла международная научно-практическая конференция молодых ученых Сегодня, 12:16Туркменский «Галкан» сыграет с российской командой в финале хоккейного турнира в Ашхабаде Сегодня, 12:11В Туркменистане торжественно наградят ветеранов Великой Отечественной войны Сегодня, 11:40Туркменский банк внедрит сервисы «Интернет-банк» и «Мобильный банк» Сегодня, 11:35

В центре внимания большой каспийский газ
29 Апрель 2014 г., 12:18

Гульшен Аширова, Ашхабад

В связи с накаленной политической атмосферой вокруг России после крымского прецедента и предстоящего введения экономических санкций со стороны Запада энергообеспечение европейских стран находится под серьезной угрозой, а альтернативных поставок необходимого объема топлива у Европы пока нет. Во избежание холодной зимы, грозящей Старому Свету, Евросоюз решил пробить именно в нынешнем году Транскаспийский долгострой.

Апрельское оживление туркмено-азербайджанского диалога после многолетнего молчания подспудно свидетельствует об активизации плана ускорения совместных действий по реализации проекта строительства Транскаспийского газопровода. Так, в начале текущего месяца в Баку состоялись переговоры вице-премьера туркменского правительства министра иностранных дел Рашида Мередова с азербайджанским президентом Ильхамом Алиевым. В конце прошлой недели глава Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики ГНКАР (SOCAR) Ровнаг Абдуллаев нанес ответный визит в Ашхабад. Пресс-службы обеих стран крайне скупо осветили ход переговоров в своих столицах, никаких намеков на прогресс в разрешении имеющихся разногласий не было. Информагентство «Туркмендовлетхабарлары» в общих словах сообщило, что президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов обсудил с Ровнагом Абдуллаевым различные аспекты активизации сотрудничества в топливно-энергетическом секторе, в том числе по реализации совместных проектов по прокладке транзитных газопроводов, имеющих большую значимость с учетом растущих потребностей мирового рынка в стабильных поставках энергоресурсов. «Азербайджанский гость высоко оценил выбранную Туркменистаном стратегию по созданию многовариантной системы вывода своих энергоносителей на мировые рынки. Он заявил, что проводимая президентом Гурбангулы Бердымухамедовым политика комплексного развития и модернизации топливно-энергетического сектора уже приносит зримые плоды, создавая почву для последовательного претворения в жизнь выдвигаемых международных инициатив». По словам Р.Абдуллаева, эти актуальные для мирового сообщества инициативы направлены на активизацию заинтересованного международного сотрудничества, диверсификацию экспортных газомаршрутов и создание необходимых условий для безопасного и надежного транзита энергоносителей на мировые рынки, в том числе и Евразийского континента. Азербайджан согласен предоставить свою территорию и инфраструктуру для полноценного функционирования транскаспийской трубы. Из кулуаров, впрочем, просочилось, что и в Баку, и в Ашхабаде переговорщики, помимо вопросов объединения усилий по реализации Транскаспийского газопровода, поднимали проблему по нескольким спорным морским нефтегазовым месторождениям, однако о каких-то подвижках в этой дилемме ничего неизвестно.

Калейдоскоп встреч экспертов «каспийской пятерки» проводился на прошлой неделе и в Москве, и в Ашхабаде. Цель проведения форумов – консолидация усилий по расширению взаимовыгодного сотрудничества в Каспийском регионе. На проведенных в минувший вторник в Москве консультациях на уровне министров иностранных дел прикаспийских государств в преддверии сентябрьского саммита в Астрахани были согласованы основные принципы для Конвенции о правовом статусе Каспия. Участники конкретизировали уже выработанный ранее порядок поведения на Каспии, отразили  основные пункты соглашения о новом правовом статусе моря, условились о создании действенного механизма защиты уникального осетрового стада. В общем, было озвучено  выполнение основного круга вопросов и определенных поручений, возложенных на экспертов на III саммите в Баку.

Ближайшее осуществление Транскаспийского газопровода - стартовой магистрали в рамках  общеевропейского проекта «Южный транспортный коридор» - в его широкой интерпретации по транзиту энергоресурсов Каспийского бассейна на европейские рынки, сопряжено с рядом проблем. Намерение о прокладке подводной трубы через Каспий неоднократно откладывали «в ящик» из-за предполагаемого риска, поскольку карта подводных газовых артерий приходилась на диапазон очага тектонических сдвигов. Через 5 лет после развала Союза о транскаспийском проекте вспомнили в Европе и США. Весной 1998 года американское  Агентство по развитию и торговле (USTDA) выделило $750 тысяч для подготовки ТЭО проекта Транскаспийского газопровода, а в конце года добавили еще $595 тысяч на оказание технической и консультативной помощи в подготовительных работах по данному проекту. О перипетиях в судьбе подводной каспийской трубы писали довольно много. Политическое охлаждение к интересам проекта происходили на разных этапах поочередно у азербайджанских и европейских участников. По мнению туркменских и европейских экспертов, геолого-технические аспекты в плане тектонической структуры морского дна решаемы, линии проектных газовых магистралей будут проложены на глубине двухсот метров, и «это достаточно жизненный проект».

Несомненно, при создании необходимой инфраструктуры на первоначальном этапе этого мегапроекта, для возведения  подводной 270-километровой каспийской трубы, соединяющей берега Туркменбаши и Баку, потребуются реальные инвестиции. Туркменский лидер Гурбангулы Бердымухамедов неоднократно говорил, что Туркменистан нацелен на диверсификацию экспортных маршрутов своих энергоносителей на мировые рынки, в том числе в Европу, придает большое значение развитию деловых отношений с партнерами из Евросоюза и намерен активно привлекать к совместным проектам крупнейшие европейские консорциумы. В свою очередь Евросоюз  согласен с ашхабадским принципом продажи энергетического сырья и готов приобретать туркменский газ на границе. Пять лет назад Еврокомиссия получила все необходимые полномочия на посредничестве в переговорах с Туркменистаном и Азербайджаном относительно возведения подводного газопровода, соединяющего берега Туркменбаши и Баку. Дипломатическая действенность Брюсселя, казалось бы, преуспела в продвижении своей давней мечты – получение туркменского (центральноазиатского)  природного газа на европейский рынок путем каспийской магистрали. Нерешенные проблемы юридического характера, связанные с неопределенностью правового статуса Каспия, здесь, по мнению инициаторов проекта, не влияют.

Официальный Ашхабад неоднократно подтверждал готовность поставлять в Европу ежегодно до 40 млрд. кубометров природного газа. Для осуществления этих планов в туркменском прикаспии построена современная морская и наземная инфраструктура, в том числе цех по сборке морских конструкций, используемых при осуществлении работ на морском шельфе. В настоящее время в туркменском морском секторе, общие запасы которого оцениваются независимыми экспертами в 18,2 миллиарда тонн условного топлива, работают несколько известных иностранных компаний, в числе которых государственная компания Малайзии «Petronas» на основе договора о разделе продукции В июле 2011 года эта компания, которая разрабатывает месторождения, входящие в договорную территорию «Блок-1», ввела на морском побережье газоперерабатывающий завод и газовый терминал. Первые кубометры природного газа, добытого на шельфе Каспийского моря, поступили в газотранспортную систему Туркменистана, позволяющую осуществлять экспортные поставки голубого топлива на начальном этапе до 5 миллиардов кубометров газа в год, а в перспективе – до 10 миллиардов кубометров в год. Ровно четыре года назад Туркменистан начал строительство магистрального газопровода Восток - Запад протяженностью 766 км и пропускной способностью 30 млрд куб м в год, который свяжет основные газовые месторождения в восточной части страны с побережьем Каспийского моря. После завершения этого строительства к 2016 году Туркменистан получит техническую возможность поставлять газ в западном направлении без использования российской трубопроводной сети.

Тормозили процесс не столько сохраняющаяся неопределенность международного статуса Каспийского водоема, сколько вопросы принадлежности спорных нефтегазовых месторождений между Туркменистаном и Азербайджаном. Раздражающим фактором для официального Ашхабада является то, что уже третье десятилетие азербайджанские нефтегазодобытчики совместно с международным консорциумом нефтяных компаний, возглавляемым BP, беспрепятственно прокачивают углеводородное сырье из пограничных с Туркменистаном каспийских залежей - Омар (Азери), Осман (Чираг) и Гюнешли. Баку не оспаривает принадлежность лишь одного небольшого по запасам нефти месторождения Сердар. Выяснения о собственности вышеуказанных нефтегазоносных месторождений долгое время препятствовало заключению договора по транспортировке туркменского газа по стокилометровой подводной трубе на азербайджанском участке. Однако в свете стремительного геополитического развития представители Туркменистана, Азербайджана и Евросоюза при мощной поддержке со стороны США активизировали намерения строительства транскаспийской газотранспортной инфраструктуры. Избежать противоречия относительно спорных месторождений с Азербайджаном при строительстве Транскаспийского газопровода (ТКГ) позволяет документ, подписанный заинтересованными сторонами 18 ноября 1999 года  в ходе саммита ОБСЕ в Стамбуле. Главы государств Туркменистана, Турции, Азербайджана и Грузии при участии президента США Билла  Клинтона подписали четырехстороннюю межгосударственную межправительственную декларацию о принципах реализации Транскаспийского трубопроводного проекта и  межправительственное соглашение между Туркменистаном, Азербайджанской Республикой, Грузией и Турецкой Республикой о транспортировке через территории Туркменистана, Азербайджанской Республики и Грузии на региональные рынки, включая рынки Турецкой Республики, посредством Транскаспийского газопровода. В документе оговорены обязательства каждого государства по данному проекту, «независимо от любых пограничных или территориальных споров, разногласий или претензий, существующих в настоящем или могущих возникнуть в будущем между любыми из них. Никакой подобный спор, разногласие или претензия никоим образом не должны препятствовать осуществлению проекта ТКГ либо строительству, эксплуатации или техническому обслуживанию системы ТКГ. В частности, обязательства, описанные в настоящем соглашении или любом ином проектном соглашении, не будут изменяться по той причине, что расположение границы либо форма или размер территории какого-либо из государств подверглись демаркации, закреплению, изменению или иным видоизменениям после даты заключения настоящего соглашения». Также стороны обязуются «в случае если по какой-либо причине контроль или суверенитет над любым участком, пересекаемым системой ТКГ, переходит от одного из государств к любому иному государству, то условия настоящего соглашения остаются обязательными и должны продолжать применяться в отношении подобного участка и части системы ТКГ, находящейся в пределах данного участка, а государство, получившее контроль или суверенитет над подобной территорией, будет обязано соблюдать условия настоящего соглашения, и соответствующая(-ие) Сторона(-ы) обеспечит(-ат) полное выполнение вышеуказанного». Таким образом, почти 15 лет назад  Азербайджан и Туркменистан согласились «о разрешении участникам ТКГ осуществить строительство системы подводного газопровода через Каспийское море, вне зависимости от достижения договоренности между обеими странами относительно правового статуса Каспийского моря и расположения границы между ними …  чтобы не оказывать отрицательного влияния на проект ТКГ».

Отметим, туркменская акватория непосредственно граничит с азербайджанской, поэтому, по мнению руководства этих стран, официального согласования с остальными соседними по морю государствами здесь необязательны. Возведению подводного газопровода от Туркменбаши до Баку для доставки голубого топлива европейскому потребителю никто не должен препятствовать. Транскаспийский проект был в центре внимания на прошлогоднем саммите ЕС (май 2013 года), на котором были утверждены инфраструктурные энергопроекты на 2014-2020 годы. В начале апреля глава представительства Европейского союза в Азербайджане Малена Мард еще раз подтвердила точку зрения ЕС о проекте Транскаспийского газового маршрута. Азербайджанские СМИ процитировали слова дипломата: «переговоры между Азербайджаном, Туркменистаном и Еврокомиссией, а также их продолжение является крайне важным вопросом». 

Казалось бы, каспийский лед уже в который раз сдвинулся, во всяком случае между двумя морскими соседями. И заинтересованные стороны уверены: возведению подводного газопровода от Туркменбаши до Баку для доставки голубого топлива европейскому потребителю никто не должен препятствовать.

Тем не менее в минувший вторник на состоявшемся в Москве совещании представителей пяти каспийских стран – министров иностранных дел России, Казахстана, Туркменистана, Азербайджана и Ирана, РФ внесла предложение о внесении в конвенцию положения «о необходимости согласования между пятью государствами строительства инфраструктуры и разработки дна Каспийского моря». Этот пассаж имеет под собой одну лишь цель - отдалить решение о строительстве Транскаспийского газопровода еще на неопределенный срок.

Статья из сайта: dn.kz