Туркменистан за весь период – с тридцати с лишним лет суверенного, самостоятельного развития, с присущим восточным странам и народам терпеливостью шел вперед, не торопясь, все взвесив, семь раз отмерив, один раз отрезав, прежде чем принимать кардинальное, судьбоносное решение, которое могло существенно повлиять на жизнь миллионы людей со знаком плюс или минус. Шел вперед, казалось со стороны слишком медленно (порою будто подтверждая расхожее мнение о неподвижности Востока) но упорно к своей главной цели, не оглядываясь по сторонам – кто и как быстро развивается, не пытаясь соответствовать модным политическим терминам – постулатам, в роде плюрализм, космополитизм, толерантность, многовекторность и другим течениям, заполонившим политическое, экономическое и культурное пространство.
Но это только со стороны казалось слишком медленно. Если пристально всмотреться, совсем даже наоборот. Были приведены, не заметно, не афишируя, посторонним глазам, не видимые внутренние интеллектуально – духовный, морально-нравственный потенциал нации, в течение стольких столетий оставшиеся не реализованными за не надобностью.
…Спортсмен в ходе подготовки к крупным соревнованиям, например, как Олимпийские игры, нещадно тренируясь, форсировав свое физическое развитие, вдруг получает травму и пропускает эти Игры. Таким образом, отбрасывает себя от олимпийской мечты как минимум на четыре года назад. Может ли он сохранить спортивную форму до следующих Игр? Рубить с плеча, попытка опережать естественное течение событий, «прыжок» с феодализма прямо в коммунизм, как показала новейшая история, обречены на провал. Так было в 1917 году, так было в начале 90-х годов ХХ века во многих постсоветских странах.
Прошедшие 30 лет был своеобразным подготовительным периодом к совершенно новому по качеству, содержанию, динамике, витку развития. Для Туркменистана, туркменского народа и их лидера это были годы переосмысления произошедших недавних потрясений и давнего – восьми векового существования без своего государства, поиска ответа на вопрос: может ли нация, создававшая десятки государств и в том числе империй, сказать свое веское слово миру, после стольких лет молчания? Это было время много проб и мало ошибок, благодаря мудрому руководству, сумевшему во время остудить горячие головы новоявленных утопистов, решивших за 5 или 500 дней коренным образом изменить менталитет народа, создать человека нового типа и вообще преобразить весь мир.
Результатом 30-летних неустанных, упорных поисков, накопления опыта управления государством, размышлений и переосмыслений о роли нации в глобальном измерении стала провозглашение и утверждение в ходе внеочередного заседания Халк Маслахаты Милли Генгеша Программы «Возрождение новой эпохи могущественного государства: Национальная программа социально-экономического развития Туркменистана в 2022-2052 годы». На этом же заседании глава государства и выступившие высказали предложения о необходимости открыть дорогу молодым руководителям, использовать их способности и таланты в управлении государством.
Вслед за этим Меджлис Милли Генгеша (нижняя палата) принял постановление о проведении досрочных президентских выборов, которые состоятся 12 марта. Это решение стала сенсацией для мировых СМИ. Многие из них были разочарованы этим сообщением: они считали и были твердо уверены, что Туркменистан авторитарное, во многом закрытое государство. Не тут-то было. Они были застигнуты врасплох. Уровень демократичности общества не определяется кадровой чехардой, а взвешенным, ответственным подходом к этим поистине судьбоносным вопросам. Разумеется, это было не спонтанное решение, а плодом долгих наблюдений и всестороннего анализа кадрового потенциала новой плеяды.
Заявление туркменского лидера вызвал большой резонанс и широко обсуждается на международных медиа-площадках. Разбуженные этой новостью искатели лучшей жизни на стороне – бывшие граждане Туркменистана вновь напомнили о себе. Однако положение Избирательного кодекса Туркменистана, указанное в пункте 2 статьи 44, гласящее: кандидатом в Президенты Туркменистана, может быть, выдвинут гражданин Туркменистана, родившийся в Туркменистане, не моложе сорока лет, владеющий государственным языком, в течение предшествующих пятнадцати лет постоянно проживающий и работающий в Туркменистане, не даёт им никакой шанс баллотироваться кандидатом в Президенты. Если даже представить гипотетически, что им удастся зарегистрироваться в качестве кандидата, шанс их избираться, равен к нулю – вряд ли народ проголосует за тех, кто в свое время, как мог, ограбил государственные средства и подался в бега. Так что им лучше не отрываться от уютных, мягких кресел, предоставленных «сердобольным» западом, не забывать ежемесячно (еженедельно) сходить в банкомат за подачками в виде пособий за безработицу.
Что касается самих выборов, они пройдут на широкой альтернативной основе, пока зарегистрировано два кандидата в Президенты и эта кампания продолжается. В результате выборов руководящий кадровый корпус страны значительно помолодеет.
Огромный энергетический потенциал страны в сочетании с осуществляемыми политическими преобразованиями на демократической основе, даст возможность Туркменистану стать еще более развитым современным светским государством.