СЕГОДНЯ НА САЙТЕ: Гурбангулы Бердымухамедов выступил с речью по случаю открытия новой мечети 28 Марта 2024 г., 18:07Глава Туркменистана встретился с Генсеком Организации тюркских государств 28 Марта 2024 г., 18:06Президент Туркменистана встретился с главой Международной федерации тенниса 28 Марта 2024 г., 11:37Сердар Бердымухамедов принял Генерального секретаря ЮНВТО 28 Марта 2024 г., 11:33Президент Туркменистана принял Генерального секретаря ОЭС 28 Марта 2024 г., 11:22Рассмотрена возможность открытия факультета туркменского языка в университете Кореи 28 Марта 2024 г., 11:16

Как проект TANAP повлиял на разрастание протестных настроений в Турции
11 Июнь 2013 г., 09:33

Происходящие в Турции события ряд экспертов и аналитиков соотносят с ухудшением турецко-американских отношений, видя причину в сирийском вопросе,  т.к. Анкара не перешла к силовому сценарию развития событий. Существует мнение, что на события оказывают влияние внутренние силы, недовольные политикой Эрдогана, который усиливает внешнеполитический статус страны в ущерб внутриполитическому климату.

Вместе с тем, в большей степени на разрастание протестных настроений в Турции оказало влияние появление в 2012 году идеи Трансанатолийского газопровода (TANAP), который внес ощутимые коррективы в сложившуюся схему энергетического противостояния в мире.

Основными конкурирующими проектами были Nabucco West (который образовался после провала проектаNabucco, на что оказала влияние и Турция, которая в 2012 году отказалась продолжать свое участие в проекте), предполагающий поставки энергоресурсов из месторождения Шах-Дениз в обход России до Австрии, Трансадриатический проект (TAP), подразумевающий поставки также в обход России из месторождения Шах-Дениз до юга Италии, и Южный поток, инициируемый Газпромом  и нацеленный на поставки газа  в Европу до Австрии.

Первые два проекта получили протекцию США, отстаивающих политику энергетической независимости западных государств (в первую очередь ЕС) от России. Более того, в контексте того, что в июне 2013 года Азербайджан должен принять решение, по какому из газопроводов - Nabucco West или TAP – будут осуществляться поставки, 5 июня 2013 года госсекретарь США по энергетической политике Амос Хочтейн, выступая на проходящей в Баку международной конференции "Нефть и газ Каспия", заявила, что Америкаподдержит любой из двух рассматриваемых сейчас маршрутов поставок азербайджанского газа на европейские рынки.

Реализация одного из проектов видится Вашингтону как часть более сложной системы – Южного коридора, развитие которого в корне изменит нынешнюю энергетическую систему. Фактически, США нацелены на то, чтобы стать монополистами в вопросе поставок газа и нефти, тем самым вытесняя Россию с рынка с ее запасами.

В этом смысле появление в 2012 году Трансанатолийского газопровода, изначально подразумевающего поставки газа из Азербайджана в Турцию через Грузию (что очевидно расширяло влияние Анкары на Южном Кавказе в противовес России), а в дальнейшем и в Европу, через соединение газопровода либо сNabucco West, либо с TAP, создало предпосылки для нарастания конкурентного противостояния. Так как еще одной альтернативой развития TANAP мог стать Южный поток. И в этом смысле большой интерес вызывали соглашения России и Турции в 2009 году: в августе - соглашение о строительстве «Южного потока» через территорию исключительной экономической зоны Турции, а в октябре 2009 года правительство Турции разрешило проведение геолого-разведочных работ в исключительной экономической зоне Турции в Чёрном море в интересах реализации проекта газопровода «Южный поток».

Таким образом, Турция «замкнула» на себе четыре энергетических проекта, некоторые из которых являлись прямыми геополитическими конкурентами.

При основном противостоянии США и ряда западных стран с Россией, более сложным оставался вопрос с Англией, которая в 2011 году предложила впоследствии отклоненный проект юго-восточного европейского газопровода (SEEP) и которая при этом участвует в разработке месторождения Шах-Дениз через компаниюBP.

Турция стала представлять собой игрока, который может оказывать влияние не только на политические процессы в регионах Ближнего Востока, Центральной Азии и Южного Кавказа, но и на энергетические. Это заметно повышало статус страны, а значит и «ставки» в закулисных переговорах Анкары с западными партнерами становились выше.

Одной из стран, которой усиление роли Турции вбивало клин в развитие своей стратегии, остается Англия. По всей видимости, Лондон не готов усиливать Европу за счет независимой от России газификации, в отличие от Соединенных Штатов. В этом смысле, организованные беспорядки в Турции стали своего рода «напоминанием» правящей верхушке о том, что не стоит брать на себя больше ответственности, чем нужно. И судя по утихающей волне протестных настроений, Эрдоган принял эту рекомендацию.

Показательным будет итоговый вариант развития энерго-логистической системы – TANAP примкнет  кNabucco WestTAP, или Южному потоку?

Скорей всего, несмотря на то, что Турция считается одним из основных ближневосточных партнеров США, интересы Газпрома Анкара также будет учитывать. На это косвенно намекает тот факт, что появление проекта TANAP не обошлось без влияния Лондона, который теперь, в 2013 году, стремится реализовать совместно с Москвой двусторонние энергетические проекты.

Важную роль продолжает играть вопрос относительно энергоресурсов из Ирана и Сирии, которые предполагалось включить сначала в проект SEEP, а после - TANAP. Однако из-за международной обстановки на сегодняшний день эти замыслы отложены. В этом смысле предстоящие 14 июня выборы в Иране продемонстрируют основную внешнеполитическую силу, которая будет задавать основной политический вектор деятельности официального Тегерана. Несмотря на большинство алармистских предположений ряда российских экспертов о том, что власть получит проамериканский кандидат, скорей всего, победитель будет вести более сбалансированную политику, снизит давление «шестерки» и вряд ли вычеркнет Россию из числа своих партнеров.

Не стоит забывать, что весной иранская сторона заявила о том, что рассматривает варианты своего присутствия как в ШОС, так и ЕАС.

Скорее всего, кандидат больше будет подвержен влиянию Лондона, что позволит в итоге включить иранский газ в проект TANAP, но будет ли реализовано на практике включение Ирана в карабахскую проблему, покажет время. Скорее всего, Тегеран станет посредником наравне с Турцией, но это снизит роль Вашингтона.

Надана ФридрихсонДиректор Института демографии, миграции и регионального развития (РФ)

Источник: Новости-Азербайджан.